Итак, в обиход автопроизводителей и металлургов входит новое понятие – Гигакастинг.
Что такое Гигакастинг?
На самом деле это название технологического процесса литья алюминия под давлением, о котором с подачи Илона Маска и Tesla заговорили ещё 2-3 года назад. Визуализируется он огромной машиной, называемой Giga Press, в которой под давлением отливаются ключевые кузовные элементы – часть моторного отсека и задняя часть кузова. В этот процесс не включаются навесные элементы кузова, такие как крылья, двери, капот.
литые мегадетали кузова автомобиля
И благодаря этой технологии несколько сокращается себестоимость автомобиля, за счёт сокращения числа технологических процессов. То есть сокращается число штампованных элементов кузова, а следовательно их последующая сварка на конвейере. Также этот процесс сокращает итоговый вес автомобиля.
Илон Маск: «Это революция в автомобилестроении, когда автомобиль состоит из трёх основных частей: литой задней части, структурного пакета и литой передней части. Итак, вы смотрите на самые большие машины для литья, когда-либо созданные… Когда мы пытались это выяснить, в мире существовало шесть крупнейших производителей литья. Мы позвонили в шесть. Пятеро сказали «нет», один сказал «может быть». Я подумал: «Это звучит как да». Таким образом, благодаря большим усилиям и отличным идеям команды, мы заставили самую большую в мире литейную машину работать очень эффективно, создавая и радикально упрощая производство автомобиля».
Giga Press IDRA
Первым поставщиком оборудования класса Giga Press стала компания IDRA. И вслед за Tesla, Megapress себе решила внедрить в производственный процесс компания Geely, производящая электромобили брендов Volvo, Polestar и Zeekr. На этом же пути сейчас General Motors и Hyundai Motor.
А теперь самое интересное. И это опят же явственно показывает кто лидер в автопроме, а кто пытается угнаться за лидером.
Технологию Гигакастинга берёт на вооружение Toyota. Да, да, Toyota вновь в догоняющих, и идёт по пути перенятия опыта Tesla.
Поставщиком оборудования для Гигакастинга на Тойоте станет японская машиностроительная компания Aisin Seiki. Aisin, как сама производит автокомпоненты, в частности электроприводы для гибридов и электромобилей, так и оборудование для их производства, и сейчас этим оборудованием становится Giga Press для Toyota.
Аргументация Toyota всё та же – удешевление производственного процесса, уменьшение числа кузовных элементов и уменьшение веса автомобиля.
Где «собака порылась»?
Однако есть и противники внедрения технологии Гигакастинга. И у них даже есть свои аргументы. Насколько они весомы, решать вам.
Одним, и самым главным своим аргументом, противники Гигакастинга считают то, что автомобили, созданные по этой технологии менее ремонтопригодны в случае аварий. То есть, если раньше требовалось менять отдельные элементы, то теперь, якобы, придётся «выпиливать» весь литой элемент.
Так себе аргумент, на мой взгляд. Крупнолитые элементы кузова делают его более прочным. Что плюс для пассивной безопасности. Ну а если уже случилась авария, при которой в «зону поражения» попали литые элементы кузова, и они получили значительную деформацию, то и на обычном автомобиле, сделанном по старой технологии, пришлось бы вырезать и менять значительную часть несущих элементов, помимо навесных.
Ещё одним противником Гигакастинга выступила французская федерация автомобильной дистрибуции (FEDA).
Им не правится то, что, якобы, использование гигалитья может иметь экологические и финансовые последствия для потребителей.
FEDA: «Риски реальны. Их следует предвидеть и, насколько это возможно, избегать. Первый оказывает давление на семейные бюджеты, поскольку в долгосрочной перспективе ремонт обходится гораздо дороже, когда приходится заменять «мегадеталь». Также гига-отливки могут привести к увеличению отходов в окружающую среду».
Про ремонтные риски при ДТП я писал выше. Тут в помощь автовладельцу идут инструменты страхования, а что самое важное, это то, что автомобили становятся более «умными», помогая водителю избегать аварийных ситуаций. И с каждым годом эти «ассистенты» будут всё эффективнее.
Что до «увеличения отходов», то тут тоже есть доля лукавства. А отливать вместо одного элемента целую кучу не вредно? Это как противники электромобилей говоря про генерацию, заявляют, что «вы переносите выбросы из одного места в другое». То есть «переносите» выбросы сотен тысяч и миллионов автомобилей из города в место генерации. И тут логически можно парировать, ведь поставить в одном месте эффективную систему фильтрации и очистки проще, чем на миллионах ДВС.
Та же ситуация и с Гигакастингом. Отливая одну «мегадеталь» проще и эффективнее следить за чистотой производственного процесса, чем на десятках отдельных заводах отливать и штамповать десятки отдельных элементов кузова.
В любом случае, как мы видим на практике развития мирового автопрома, технология, принятая на вооружение Tesla, стала очень популярной у ведущих автопроизводителей. Ну а Tesla в очередной раз подтвердила звание технологического лидера.
Источник: «Зелёная Точка Старта»
Изображения: IDRA, Tesla, Aisin