Что сделать, чтобы электрокар прослужил вам как можно дольше? Какие существуют особенности зарядки и защиты зарядных портов? Инженер-программист «Связьинформсервиса» Илья Трощенков поделился нюансами электротехнической части.
Для стабильной и надежной работы зарядного оборудования и зарядных портов электромобилей необходимо обеспечить защиту их электрических контактов от агрессивной среды, предотвратить коррозию, окисление и снизить риск короткого замыкания.
В отличие от бытовых силовых разъемов, ярким примером которых является 32-х амперная вилка домашней электроплиты, подключаемая один раз и почти навсегда, зарядными портами электромобилей приходится пользоваться регулярно. Как результат, получаем повышенную механическую нагрузку и соответственно износ этих ответственных узлов.
У владельцев электромобилей нет возможности обслуживать и проводить профилактику зарядных портов. Этим должны заниматься сертифицированные специалисты сервисных центров.
Однако, соблюдать инструкции и бережно относиться к своему электрокару, а тем более к общественным зарядным станциям нам по силам.
Итак, заглянем в инструкцию:
Перед зарядкой, пожалуйста, обязательно вытрите дождевые капли и грязь возле зарядного порта кузова и только потом откройте зарядный порт для зарядки. Обратите особое внимание на пятна воды на зарядном разъеме и вокруг него. Убедитесь, что в разъеме зарядки и зарядном штекере нет воды или другого мусора, они не заржавели и не подверглись коррозии. Если в разъеме зарядки или зарядной вилке есть вода или коррозия, не заряжайте, в противном случае это может привести к короткому замыканию или поражению электрическим током, может стать причиной травмы.
Тут все понятно, разъем должен быть сухим и чистым. В самом электромобиле, как правило, есть герметичная крышка и лючок, а вот со электрозарядными станциями не все так гладко. Они находятся под открытым небом, поэтому в ненастную погоду нижние контакты вилки переменного тока могут быть влажными, в таком виде использовать их нельзя. Особенно это касается моделей с 3-х фазным питанием, где эти контакты задействованы. Лучшее решение – воспользоваться другим разъемом, расположенным с противоположной стороны, который вероятно будет сухим. Если все-таки очень нужно зарядиться, и разъем не сильно залит водой, продуйте контакты и, убедившись в их чистоте, заряжайте свой авто.
В моей практике попадались и более печальные случаи, когда кабель с разъемом был не на своем парковочном месте, а просто валялся в сугробе. В такой ситуации, мы можем только сигнализировать в сервисную службу зарядного оператора.
Продолжаем изучать инструкцию:
Рекомендуется, чтобы температура окружающей среды при зарядке автомобиля составляла от 0°C до 40°C. Избегайте зарядки в условиях низкой или высокой температуры (рекомендуется зимой в полдень, летом – утром и вечером).
Если есть возможность, расположите электромобиль в тени или так, чтобы зарядный порт был не на солнце. Если вы заряжаетесь дома, на даче, в гараже, то не составит труда сделать небольшой навес для той части машины, где находится зарядный порт.
Далее в инструкции:
Во время зарядки убедитесь, что зарядный кабель находится в естественном состоянии и не висит в воздухе.
Тут как бы все понятно, но, у зарядных станций, особенно быстрых, есть традиционная проблема. Кабели тяжелые, толстые и длинные и, как правило, к вашему приезду кем-то перекручены. Не поленитесь и расправьте кабель так, чтобы он в итоге свободно и без выкручивающего момента входил в зарядный порт вашего электромобиля.
Из инструкции:
После зарядки обязательно закройте защитную крышку розетки и крышку зарядного порта. Перед запуском автомобиля, пожалуйста, убедитесь, что зарядная вилка отсоединена от зарядного порта.
Как правило, закрыть лючок и крышку никто не забывает. А вот о том, чтобы правильно повесить на место «пистолет», помнят не все. И дело даже не в том, что некоторые фиксирующие защелки уже изношены, а в том, что развернутый в направлении машины кабель тянет пистолет обратно. Поправьте кабель так, чтобы он не мешал встать на свое место зарядной вилке и, самое главное, не оставляйте его на проезжей части, чтобы следующий электромобиль не наехал на него и не вырвал «с мясом».
Инструкция:
Держите силовое оборудование, зарядные кабели и зарядные устройства подальше от дождя, снега, воды и источников тепла.
Тут, как говорится, без комментариев. Но, что еще мы можем сделать для своих электромобилей в плане беспроблемной зарядки.
Одна из основных задач, которые приходится решать для увеличения срока службы силовых разъемов – сохранение работоспособности электрических контактов. За исключением воздействия влаги, высокой температуры, агрессивных компонентов окружающей среды, одной из распространенных проблем нарушения соединений и разрушения контактов является механический износ.
Безусловно, фирменные и сертифицированные разъемы надежны, сделаны из подпружиненных элементов и некоторые даже имеют напыление из хорошо проводящего материала. Но механическое трение никто не отменял, с этим приходится считаться. Кроме этого надо учесть, тот факт, что на общественной зарядке этим разъемом пользовались десятки разных электрокаров, в каком состоянии были их ответные части не известно. Вполне вероятно, что пыль, мусор, стружка, окалина через разъем общественной зарядки могли попасть в зарядный порт вашего электромобиля.
Что касается общественных зарядок, то, как заверили в сервисной службе Malanka, они регулярно обслуживают свои станции.
А что мы, как пользователи, можем сделать? Давайте попробуем почистить контакты в своем электромобиле и используемых переходниках и проверим в каком они состоянии.
Предварительно отключаем все от электросети, если это переходник, то отключаем оба разъема, машину выключаем.
Берем ватную палочку и спирт, смачиваем ее небольшим количеством жидкости, протираем все контакты разъемов, даем спирту испариться, проверяем, чтобы никакие фрагменты ваты не остались внутри контактов.
Когда я провел вышеописанную процедуру, то обнаружил загрязнение от разъема общественной зарядки. Использую приобретенный в официальном магазине переходник Type2-GB/T. После чистки разъема, который подключается к машине, ватная палочка приобрела светло-серый оттенок, а вот когда почистил другой стороной палочки разъем Type2, то цвет стал темно-серым, почти черным.
Хочу напомнить, не пытайтесь прекратить заряд автомобиля извлечением разъема из порта машины или зарядной станции. Если это вам удастся, то в контактной группе произойдет искровой разряд, а это многократно ускорит деградацию контактов, как на зарядной станции, так и в вашем электромобиле. Желаю всем безопасных электрокилометров.
Источник: Malanka
Фото: «Белоруснефть»