Неделю назад av.by рассказывал о способах приобретения электрокара Geely Geometry C, который пока не купить у официальных дилеров из-за отсутствия поставок. Сегодня взглянем на тему шире и познакомимся с компаниями, занимающимися пригоном электромобилей из Китая, а также их ассортиментом.
Сделаем оговорку, что в материал попали не все организации, привозящие «электрички» из КНР. Мы обошли стороной небольшие фирмы, а также те, для которых китайский электротранспорт не является основным направлением деятельности. К последним, например, относятся крупные игроки белорусского авторынка вроде WestMotors и «ШикАвто».

Как мы уже писали в прошлом материале, большинство компаний играют роль посредника между китайским продавцом и белорусским покупателем, осуществляя подбор электромобиля. По этой причине своими глазами увидеть каждую модель лично не получится: в наличии могут быть единичные экземпляры, оставленные на комиссионную продажу.
«И до $25 тысяч есть варианты!»
Сперва мы обратились к каталогу фирмы ElectricAuto.by, где находится порядка 200 автомобилей. Нас заинтересовали недорогие предложения — до 25 тысяч долларов.

— Можно найти варианты под небольшой бюджет, но зачастую это будут модели без каких-либо интересных опций. Руль, батарея и четыре колеса, — отвечает менеджер. — К примеру, Dongfeng EX1 значительно дешевле (от $9 500 в Китае), однако и запасом хода, и оснащением он не выделяется. Имея сумму около $25 тысяч, можно рассматривать Weltmeister EX5 — у него заявленный пробег достигает уже 400 км. В КНР экземпляры 2020 года есть за 19 500 долларов.

Специалист компании также предложил изучить BYD Dolphin с батареей на 44,9 кВт·ч и запасом хода до 405 км. В мультимедийной системе и бортовом компьютере автомобилей бренда предустановлен английский язык, а также есть возможность добавлять к Android необходимые приложения. В Китае цена электрического хетчбэка 2021 года без пробега — 20 700 долларов.

В число рекомендованных менеджером попал и новый Geely Geometry E за $20 200 под ключ. Данный электрокроссовер по габаритам меньше «Геометрии», которая продавалась в Беларуси. АКБ ёмкостью 33,5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 320 км (по циклу NEDC).

— Чтобы начать работу с клиентом, заключаем договор на наши услуги, а после оплаты 1 300 BYN мы приступаем к подбору автомобиля под ваши характеристики. Когда машину находим, можем использовать в качестве депозита внесённую вами сумму, чтобы забронировать позицию. Затем подготавливаем инвойс, по которому вы покупаете авто в Китае. После оно отправляется на получение экспортного разрешения, далее оформляются таможенные документы, и, наконец, отправляют его вам автовозом (доедет за 30-60 дней). Примерно за неделю до прибытия в Минск потребуется оплата доставки — $3 000. Таможенное оформление по доверенности — ещё 500 долларов. Ориентировочно к стоимости самой машины нужно добавлять $4 000.

По словам консультанта, потребуется переходник к китайскому разъёму. Для медленного порта он стоит от 100 до 150 долларов, быстрого — в районе $2 000.
«За Tesla люди в очереди больше года стоят»
Мы решили заглянуть в сегмент до 30 тысяч долларов, выслушав предложения специалистов IT-car.by.
— С подобным бюджетом можно рассмотреть электрокары бренда GAC — у него хорошие автомобили. Модели Aion S и Aion Y будут тому подтверждением. Марка Hycan тоже имеет «электрички» в нужном ценовом диапазоне, — отвечает на наш вопрос девушка.

— Можно без опасений выбирать как новые авто, так и подержанные. Мы иногда подбираем клиентам машины с тест-драйвов: они в хорошем состоянии, при этом даже за небольшой пробег часто снижают их цену.
— Новый GAC Aion V под ключ до Минска будет стоить порядка $33 000. Дабы снизить стоимость, можем посмотреть немного б/у — тогда выйдет до 30 тысяч долларов. У этой модели оцинкованный кузов, что является большим плюсом при белорусском климате, — подчёркивает консультант. — До $30 тысяч можно купить новый Aion V с батареей на 500 км или подержанный с запасом хода до 600/702 км. В наличии есть разные варианты.
— Запас хода по циклу NEDC? Получается, в реальности он окажется значительно меньше…
— Да, это так. Зимой в минус десять с отоплением в салоне на 23 градуса будет следующая картина. Версия с запасом хода на 500 км проедет около 300. При батарейке на 600 км в реальности получится 400. Автомобиль имеет тепловой насос. К тому же Aion V оснащён двухзонным термостатическим кондиционером с двухслойным потоком. При скорости 60 км/ч и −10 °C такой кондиционер может сэкономить 5,6 кВт·ч энергии от полного заряда батареи, увеличивая пробег примерно на 30 км.

Консультанты также порекомендовали взять на заметку седан Leapmotor C01, запаса хода которого, по заявлениям производителя, хватает на 717 км пути — правда, тоже по циклу NEDC.
— Мы привозим «электрички» только под заказ. Стоимость услуги — $550 по курсу Нацбанка, доставка — 3 000 долларов. Счета на услугу, автомобиль и доставку оплачиваются отдельно, — объясняет менеджер. — Мы предлагаем клиентам модели, имеющиеся в наличии у китайских поставщиков. Конечно, можно заказать и сразу с завода, но тогда увеличиваются сроки: время ожидания будет от четырёх месяцев. К примеру, на ту же «Теслу» люди стоят в очереди больше года! Карантинные меры в Китае и проблема с запчастями не ускоряют процесс. Поэтому мы рекомендуем смотреть машины, которые есть в наличии.
— Для зарядки этих автомобилей нужны переходники?
— Да, переходник для быстрой зарядки (с порта GB/T на CHAdeMO) у нас стоит 1 500 долларов. Мы рекомендуем такой вариант, потому как разъёмы CCS Combo работают только с линейкой ID от Volkswagen. Сами переходники регулярно получают обновления, которые мы актуализируем для наших клиентов.

— Как решаются случаи, когда автомобиль приходит с дефектами? Допустим, не только косметическими, но и техническими.
— Наши поставщики всегда предоставляют фото- и видеоотчёты о состоянии бэушных машин или экземпляров с тест-драйвов. Нюансы становятся известными покупателю до перевода средств. Наиболее частыми недостатками бывают царапины на ЛКП. Их иногда устраняют местные китайские дилеры либо убираем мы за свой счёт, если покупатель заинтересован приобрести автомобиль. До отправки вы будете ознакомлены с состоянием машины, сможете отказаться от неё и вернуть деньги в любой момент. За повреждения в дороге отвечает или логистическая компания, или страховая.
— А как быть с обслуживанием моделей неизвестных марок, когда потребуются запчасти?
— По VIN-коду мы находим комплектующие у наших поставщиков — это тоже не составляет трудности. Все позиции отыщем без проблем, в том числе кузовные элементы. Бампер, лобовое стекло, части подвески — всё по необходимости достанем. Детали привозим в течение трёх недель и даже быстрее. Единственное исключение — мы не доставляем под заказ шины: такие антидемпинговые ограничения действуют.
Наши автовозы идут через Казахстан, а там на пограничных пунктах последнее время большие пробки. Сейчас задержки с доставкой действительно есть, но, думаю, скоро вопрос разрешится. В целом обычно срок прибытия автомобиля в Беларусь не превышает трёх месяцев.
«Заявленный производителем пробег можно делить на два»
Чтобы узнать, какие модели готовы предложить за 30 тысяч долларов, мы также связались с менеджерами EV.WIKI. Специалист по продажам ответил, что выбор в данном ценовом сегменте значительный.
— Наверное, лучшие варианты на китайском рынке имеет марка BYD. На вашем месте я бы рассматривал этот бренд. У них меньше всего брака и лучшее соотношение цены и качества, — рекомендует собеседник. — К примеру, сейчас у нас в наличии есть BYD Song Plus. Бэушный кроссовер стоит около 31-33 тысяч долларов. Прайс нового авто сразу с завода (2022 модельного года) начинается от $36 тысяч под ключ. Запас хода — до 500 км, батарея на 71,7 кВт·ч. К слову, в настройках бортового компьютера и мультимедиа BYD доступен английский язык.

— До тридцатки можно глянуть BYD Yuan Plus — тоже достаточно свежая машина. Есть модификации на 510 и 430 км пробега на одном заряде. Ёмкость батареи в «Юане» меньше, чем в Song Plus, а равнозначный запас хода обеспечивается за счёт меньших габаритов.

— Точно не возникнет проблем с подбором запчастей на Honda Siming M-NV (китайский производитель Dongfeng). Цена под ключ будет около 25 тысяч долларов, но расход у электромобиля очень большой. В итоге заявленный изготовителем пробег в 480 км можно делить надвое, чтобы получить реальные значения.

— Подержанные машины могут быть с совершенно разными цифрами на одометре: семь, десять, двадцать и пятьдесят тысяч километров. Всё зависит от ваших предпочтений! К таким автомобилям китайская сторона присылает детальные отчёты о внешнем и техническом состоянии. Услуга по подбору стоит 300 евро (около 800 рублей), доставка — 2 200 евро по курсу Нацбанка РБ. В среднем машины привозят за 2,5 месяца.
— Если в процессе транспортировки возникают внешние дефекты, то мы будем взыскивать затраты на устранение этих нюансов с перевозчика. Порядок разрешения споров при скрытых недостатках описан в договоре, — отмечает работник компании. — Для зарядки на ЭЗС «Маланка» потребуется покупать переходник. На быстрый порт он стоит 1 100 долларов.
«Клиент проехал на VW ID.4 около 660 км — больше, чем обещал завод»
Повысив бюджет до 35 тысяч долларов, мы обратились к представителям Electro-Car.by. Какие модели порекомендуют в организации?

— Последние наши предложения Volkswagen ID.4 в комплектации Pure Plus были за $32 500. Доставка до Минска — 2 000 долларов, услуги нашей компании — за сумму, эквивалентную $550, таможенные затраты — $400. Так как 80% китайских поставщиков не снабжают автомобили переходником, потребуется купить ещё и адаптер. Для быстрой зарядки такой стоит около $1 500. Склонен считать, что за 35—36 тысяч долларов вполне реально привезти VW ID.4 с запасом хода на 550 км по циклу NEDC.

— Ниже тридцатитысячной отметки будут Honda Siming M-NV или Geely Geometry C, причём даже без пробега. На полном заряде они проедут 300-400 км — всё зависит от модификации батареи. Вариантов от разных поставщиков много, но мы сейчас идём по пути сокращения количества импортёров в пользу тех, кто зарекомендовал себя.
— Насколько можно доверять циклу замера запаса хода NEDC? Есть ощущение, что он не объективный.
— Нельзя критически относиться к данному стандарту испытаний. Почему? Яркий пример — бренд Volkswagen. Они тоже заявляют цикл NEDС, однако для VW ID.4 и VW e-Lavida пробеги 550 и 278 км соответствуют действительности. Могу с уверенностью сказать, что модели проедут заявленное расстояние при тех условиях (температура, скорость, количество пассажиров в салоне и масса багажа), в которых производился замер. К примеру, наш клиент летом преодолел на VW ID.4 около 660 км, то есть больше, чем указано в характеристиках производителя. В данном промежутке он отключил кондиционер и самые энергозатратные опции, двигался со скоростью 90 км/ч. Электрические VW вообще можно пускать накатом с горки с включённой рекуперацией — в этом их огромное преимущество. Volkswagen сделал собственную систему расчёта запаса хода, поэтому в их случае цикл NEDC не такой уж нелепый. Чтобы грамотно выбрать электромобиль, нужно найти в интернете, при каких обстоятельствах производился замер конкретной модели у конкретного производителя.
Без уплаты пошлины продать «электричку» в РФ не получится?
Напомним, в конце марта текущего года Беларуси выделили максимальную среди стран ЕАЭС квоту на беспошлинный ввоз электромобилей. На 2022-й — 10 тысяч единиц, на 2023-й — 15 тысяч машин. Представители одной из компаний в приватной беседе отметили, что с лета система действительно работает успешно, однако до сих пор не создан «хороший счётчик этих автомобилей».

— Сейчас функцию контроля квоты переадресовали Таможенному комитету, подсчётом занимаются они. При этом сегодня невозможно проверить онлайн, сколько электрокаров уже ввезено с нулевой пошлиной. Конечно, возникает вопрос, успеем ли мы растаможить «под ноль» машину, которая прибудет в РБ в декабре, поэтому ради безопасности и экономии стоит начинать поиск в начале календарного года. Есть риск, что в его конце человека поставят перед фактом: лимит уже достигнут.

— Нюансы возникают постоянно. К примеру, наш клиент пригнал себе Tesla и растаможил её под 0%, а уже через две недели продал другому гражданину Беларуси. Тот после нескольких месяцев владения тоже отдал машину, но уже россиянину. И тут выяснилось, что последнее лицо, реализующее транспортное средство, обязано уплатить 15-процентную пошлину по ставке и валютному курсу на день регистрации автомобиля на таможне. Только в таком случае он может продаваться гражданину другой страны, — сетует представитель компании-посредника. — И вот теперь ещё один вопрос: исчезает ли авто из списка квотированных, если за него уплачена пошлина? К сожалению, тонкостей пока много.
Схожие пояснения мы получили в недавнем ответе на наш запрос в Государственный таможенный комитет. В тексте указали следующее.
— Условия получения таможенной пошлины в размере 0% как для физических, так и для юридических лиц определены в Решении № 39. С учётом того, что наибольшую заинтересованность во ввозе электромобилей проявляют физические лица, рассмотрим условия и порядок ввоза электромобилей на их примере.

— Это означает, что при ввозе физическим лицом в Республику Беларусь электромобиля освобождение может быть предоставлено только гражданам Республики Беларусь при условии их постоянного проживания в Республике Беларусь. Таможенным органам удалось практически полностью автоматизировать контроль правомерности предоставления освобождения в отношении электромобилей, что позволило таможенное оформление таких автомобилей осуществлять в минимальные сроки, а также исключить выставление необоснованных требований должностными лицами таможни.

— Обращаем особое внимание, что Решение № 39 устанавливает определённые ограничения по пользованию ввезёнными электромобилями. Так, не допускается передача прав владения, пользования, распоряжения электромобилями лицам, имеющим гражданство Российской Федерации и (или) постоянное место жительства в Российской Федерации. Такие ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют до уплаты таможенных пошлин (15% для электрокаров. — Прим. ред.), налогов по установленным ставкам пошлин, налогов, но не более трёх лет с даты регистрации пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой электромобиль выпущен в свободное обращение.
Подытоживая, сделаем следующий вывод: компаний, занимающихся пригоном электрокаров из Китая, в Беларуси немало. В большинстве своём они работают по схожему принципу, выступая исключительно посредником и подборщиком для белорусского покупателя. Их виртуальный ассортимент также разнообразен — на любой вкус, потребности и кошелёк. Но вот лично изучить понравившуюся модель перед покупкой не получится — максимум предоставят качественные фотографии. К слову, при формировании бюджета для привоза машины из КНР нельзя забывать про необходимость покупки переходника. Иначе вас будет ждать неприятный сюрприз, когда автомобиль доставят в Беларусь, ведь за адаптер для быстрой зарядки придётся выложить от 1 300 до 2 000 долларов.
Источник: av.by, Ян Богданович
Изображения: Ян Богданович, автопроизводители