Китайские электромобили: обещания и реальность

Сравниваем экономичность электромобилей

Вы скептически относитесь к официально заявляемому расходу топлива? В случае с цифрами потребления электроэнергии EV-моделями этот скепсис можно смело умножать на два! И на столько же делить обещанный запас хода?

На ринг вызываются…

Ребята из tesla-cars.by любят устраивать различные эксперименты и сравнительные испытания для электромобилей. На этот раз они решили проверить экономичность четырех моделей, которые заметно различаются по характеристикам.

Geely Geometry E

Первый участник — один из самых недорогих электрокаров на рынке, бюджетный кросс-хетч Geely Geometry E. Например, данный экземпляр стоит 17 000 долларов по курсу. Он оснащен 82-сильным электромотором и батареей емкостью 39,4 кВт·ч. Максимальная скорость — всего 110 км/ч, с места до сотни автомобиль разгоняется примерно за 15 секунд. Ну а запас хода по китайскому циклу СLTС составляет 400 км.

BYD Dolphin

BYD Dolphin заметно дороже — 22 500 долларов в эквиваленте. Но помимо богатой комплектации стоит отметить и куда более мощный двигатель — 177 л.с. Вообще, обычно «Дельфины» везут к нам в более скромной 95-сильной версии, так что перед нами относительно редкий и очень бодрый экземпляр, который может разгоняться до 160 км/ч, а спринт от нуля до 100 км/ч занимает 7 секунд. При этом батарея на 44,9 кВт·ч обеспечивает дальнобойность в 401 км по циклу NEDC.

Zeekr X

Еще более мощный (458 л.с.) и к тому же полноприводный Zeekr X способен брать сотню за 3,8 секунды! Но его потолок — те же 160 км/ч, что и у «Дельфина». И стоит он 38 500 долларов по курсу. Батарея имеет емкость 66 кВт·ч, заявленный запас хода составляет 500 км по NEDC или 425 км по более реалистичному циклу WLTP.

Tesla Model S 70 D

И наконец, в компанию к китайским моделям добавили Tesla Model S 70 D: два электромотора суммарной мощностью 333 л.с., полный привод и 5,4 секунды до сотни. Максимальная скорость — 200 км/ч. Батарея емкостью 70 кВт·ч (доступно 66,5 кВт·ч) обещает запас хода в 390 км по циклу EPA. И стоит такая Tesla всего лишь 19 000 долларов в эквиваленте. Потому что год выпуска 2015-й, а пробег — 200 000 км.

— Geely Geometry E и BYD Dolphin по цене близки к подержанной Tesla Model S, все эти три машины стоят в районе 20 000 долларов по курсу. Из этой компании выбивается только Zeekr X, который стоит 38 500, — объясняет организатор эксперимента Артур Туманов.

— И зачем тогда он в этой компании?

— Многие владельцы Zeekr жалуются на большой расход энергии. Решили удостовериться лично на примере модели Х. Хотя по своему опыту знаем, что Zeekr 001 в такую погоду на трассе при скорости 100-110 км/ч расходует 28-29 кВт·ч на 100 км.

— Но ведь сейчас околонулевая температура, всего лишь –2 градуса!

— Даже при такой температуре показатели запаса хода падают. Конечно, если машина с тепловым насосом, это несколько улучшит ситуацию. Но все равно с понижением температуры падает и запас хода.

Тепловым насосом оснащены Zeekr и BYD. Что касается батарей, то в Dolphin и Geometry E используются литий-железо-фосфатные, а в остальных — литий-ионные. Посмотрим, как это поможет участникам эксперимента.

— Каковы ожидания? — спрашиваю Туманова.

— Если бы это была новая Tesla, я бы точно на нее поставил. Ну а так, с учетом того, что ей девять лет и она совсем другого класса, размера, то… Я думаю, что показатели будут очень близкие, все будут идти ноздря в ноздрю.

Проверка кольцевой

Еще раз уточним: идея в том, чтобы сравнить именно расход энергии. Ну и косвенно — запас хода (уже расчетно). Поэтому никто не собирается устраивать марафон и опустошать батареи до нуля, решено просто сделать круг по МКАД (по внешней стороне) и определить средний расход энергии по итогам прохождения этой дистанции.

Никаких мер по экономии предпринимать не надо: везде в салонах автомобилей поддерживается комфортная температура, по дороге все двигаются в общем потоке, так что все в равных условиях. Ну почти. Tesla таки дала «китайцам» фору: она перед началом забега стояла на улице, а те — в теплом шоуруме.

Перед стартом во всех машинах обнулили показания среднего расхода энергии. Это не получилось сделать лишь в Geometry E — что ж, высчитаем на финише по заряду батареи и пройденному расстоянию.

Помчали! Э, нет, тихо покатили, а затем вклинились в общий поток кольцевой и поехали как все. А это — порядка 85-90 км/ч, быстрее получалось лишь временами. Да, мы держались первого-второго ряда, в третий старались без веской причины не соваться.

Говорят, в вопросе расхода электроэнергии мощность не имеет особого значения. А вот скорость и режим движения оказывают на этот параметр очень большое влияние. В трассовом режиме электромобиль расходует больше, чем в городе. И чем быстрее он едет, тем выше расход энергии — в этом мы не так давно убедились лично. А если вывести на экран приборки моментальный расход, то наглядно видно, сколько лишнего электричества тратится при каждом избыточном нажатии на правую педаль.

Но в данном случае у нас относительно экономичная скорость и размеренный темп. Судя по промежуточным результатам во время остановки на середине маршрута, у всех расход в районе 20 кВт·ч. Но точные цифры узнаем уже на финише.

Например, в случае с «Геометрией» нужно было знать остаток заряда в батарее и пройденный пробег. Получилось 20,7 кВт·ч на 100 км. Многовато. Ведь более тяжелая и мощная 9-летняя Tesla, которая к тому же стартовала с улицы, показала лишь немногим больший расход — 21,4 кВт·ч.

А вот и мини-сенсация: Zeekr X проехал дистанцию со средним расходом 18,3 кВт·ч на 100 км. Но все же самым экономичным оказался BYD Dolphin — 14,9 кВт·ч на сотню.

— Я же говорил, что результаты будут близки, — так оно и оказалось. Единственное, я не ожидал такой экономичной езды именно от «Зикра». Все-таки не зря он стоит дороже. Видимо, в себестоимости заложена бóльшая технологичность, бóльшая экономичность, — делится впечатлениями Туманов.

— А если бы испытания проводили в городе? Или ехали не с постоянной скоростью, а в более рваном режиме с большими нагрузками, разгонами?

— Я думаю, что в этом случае расстановка сил бы не изменилась, потому что «малолитражки» при разгоне «педаль в полу» тоже расходуют немало, а у «Зикра» и «Теслы» более эффективная рекуперация. А вот при спокойной городской езде результаты бы изменились в пользу легких машин.

Сколько проедут?

Все хорошо, но есть нюанс. На дистанции менее 60 км Geely Geometry E израсходовала 30% батареи! Делим ее общую емкость (39,4 кВт·ч) на средний расход (20,7 кВт·ч) и получаем запас хода в 190 км — для тех условий, которые были у нас.

Tesla Model S с чуть большим расходом энергии имеет куда большую батарею, поэтому смогла бы преодолеть 310 км (расчет исходя из доступной емкости 66,5 кВт·ч).

BYD Dolphin, имея в запасе почти 45 кВт·ч, при расходе 14,9 кВт·ч преодолел бы 300 км. Zeekr X при расходе 18,3 кВт·ч и батарее на 66 кВт·ч способен проехать 360 км.

Понятно, что это все условные расчеты. Во-первых, реальная доступная емкость батареи меньше, чем общая (оба параметра мы знаем только для Tesla). Во-вторых, условия движения и температура окружающего воздуха могут быть и другими. Так что в реальных условиях и расход энергии, и автономность могут отличаться от тех цифр, которые мы получили.

Сравниваем экономичность электромобилей tesla-cars.by

Но кое-какие выводы можно сделать. Даже очень мощный электромобиль может быть достаточно экономичным, особенно в режиме устоявшихся скоростей. И наоборот, слабый электромотор еще не гарантирует рачительного расхода электроэнергии. Так что сравнивать экономичность электрокаров разных классов и разной мощности действительно имеет смысл — все не так очевидно, как кажется на первый взгляд.

Ну а если говорим про запас хода, то экономичность, конечно, важна, но решает все-таки емкость батареи, здесь уже никаких сюрпризов. Да, при реальной эксплуатации еще важна скорость зарядки, но это уже тема для отдельного разбора.

Источник: auto.onliner.by, Иван Кришкевич
Фото автора, tesla-cars.by

Добавить комментарий