Минчанин разбил дорогой электрокар BYD. Сколько стоит ремонт?

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Последние годы в Беларуси очень активно развивается сегмент электромобилей: их покупают, их продают и их по-прежнему побаиваются. Сегодня остановимся на последнем, ведь один из самых частых страхов при покупке «электрички» из Китая связан с восстановлением её после маленьких или не совсем аварий. Происшествие случилось и с героем сегодняшнего материала, владельцем BYD Seal ценой $38 тысяч. О примерной стоимости ремонта, запчастях и перспективах — в нашем тексте.

«Инфантильное отношение к состоянию шин, дождь и свежая разметка… Дальше — отбойник»

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

В центре нашего материала сегодня Ян и его BYD Seal. Мужчина является одним из руководителей компании electro-car.by, а также миссионером (назовём так) электротранспорта в Беларуси.

Ян, когда ты купил BYD Seal и почему именно на эту модель пал выбор?

— Прежде всего, это седан D-класса. До вывода «Сила» на рынок я хотел себе Xpeng P7, потому что он относится к сегменту машин для регулярного и активного передвижения: в нём ты нередко пренебрегаешь комфортом и огромными (часто лишними) мониторами. Мне важно, как именно едет автомобиль. Будет кожа или алькантара — этот вопрос меня не волновал. Технически мне BYD Seal понравился больше: 3,8 секунды до «сотни», при скорости 82,5 км/ч проходит «лосиный тест» — одним словом, ездит как BMW M5, а стоит несоизмеримо меньших денег. Среди машин до 100 000 долларов мало у кого будут подобные ездовые характеристики.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Отсутствие пневмоподвески тоже ни разу не напрягало. Поездил я на Zeekr 001 с «пневмой», и в городе он плюс-минус обычный седан. А вот на трассе при 120 км/ч подвеска опускается ниже, из-за чего хода для амортизации почти не остаётся — такое мне не понравилось. В любом случае пневмоподвеска — выбор сугубо индивидуальный.

Немаловажным критерием стал ценник. Когда я год назад взял BYD Seal, с пробегом 4 000 км он обошёлся мне в $34 тысячи, причём от дилера и с оклейкой в бронеплёнку. На тот момент это был низ рынка, очень хорошее предложение. Я лично выбирал себе его в Китае, проверял у официального дилера, после чего отправил в Минск. Логистика и оформления потянули ещё на 4 500 долларов.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Выходит, машиной ты был полностью доволен…

— Абсолютно. Хотя сейчас приезжает всё больше ярких моделей вроде MG Cyberster, Zeekr 007 или Xiaomi SU7, но именно BYD Seal меня устраивал целиком. При этом важно разделять комплектации: есть условно «гражданская» и топовая, лютая и «заряженная» версии. У последней уже другая подвеска, амортизаторы, суппорты, тормозные диски — всё, чтобы обуздать солидную мощь и обеспечить управляемость. Вдобавок высоковольтная батарея Cell to Body (CTB), то есть автомобиль служит верхней «крышкой» самого тягового аккумулятора. За счёт чего распределение веса — 50 на 50, а также низкий центр тяжести. Благодаря этому вождение приносит только положительные эмоции.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Заявленный запас хода — 610 км, и моя сестра проезжала реальных 520 км. Правда, у меня расход энергии составлял 36 киловатт на «сотню» — люблю притопить, потому летом на полном заряде преодолевал около 240 километров. По трассе расход — максимум 31 кВт. Больших значений не видел даже на максимальной скорости. В городском цикле резкие старты и торможения способствуют быстрой разрядке высоковольтной АКБ… Ну а если ездить спокойно, в тёплую погоду можно смело рассчитывать на реальные 350 км.

По машине всё понятно. Как же случилась авария?

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Сперва обозначу обстоятельства. Ночь. Свежеуложенный асфальт на трассе и новенькая разметка. Шёл дождь. Я за рулём BYD Seal, «обутого» в Continental — «липучку» (зимние нешипованные или фрикционные шины. — Прим. авт.). При покупке на покрышки я особо не обращал внимания, потому что управляемость автомобиля не вызывала вопросов. Между тем резина оказалась… лысой! Полностью признаю, что с моей стороны это было инфантильное отношение к состоянию шин.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

На дороге никого не было, скорость — разрешённая (120 км/ч). При перестроении из одной полосы в другую цепляю свежую разметку… Было буквально две-три секунды среагировать, и я по привычке езды на переднем приводе кручу руль и газую, но ничего не происходит. Инерция у автомобиля огромная, а сцепление с дорогой совершенно отсутствует. ABS не сработала — машина просто проскользила в отбойник (ДТП произошло в ноябре 2023-го. — Прим. авт.).

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Самое важное, что никто не пострадал, ведь дорога была пустая. Я врезаюсь в левый разделительный отбойник, собираю его в гармошку, врезаюсь в столб, забетонированный в земле, выбиваю его, из-за чего машину начинает закручивать. Потому провернуло по кругу, а ущерб затронул многие кузовные элементы.

«Салон целый, на мне — один синяк»

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Не было такого, что я врезался и остановился, — вспоминает Ян. — После удара о столб машину развернуло, из-за чего вновь уткнуло в отбойник. Подушки безопасности сработали как раз в момент, когда металлический штырь с бетонным блоком вырвало из земли. Возможно, оно и к лучшему, ведь иначе пришлось бы всю кинетическую энергию гасить об отбойник. Навесное по кругу кузова помяло изрядно.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Случилось всё в считаные секунды. Потеря управляемости, тщетные попытки выровняться, а дальше водительская «подушка» выстреливает в голову. Когда машину болтало, меня дезориентировало, потому слабо понимал, что произошло, — возможно, даже не успел осознать. Первая мысль — выйти из электромобиля. Хотя литий-железо-фосфатные батареи — это твердотельные накопители, и не знаю, при каких ситуациях он может вообще взорваться.

Выбрался из авто, выдохнул, а дальше вернулся за телефоном и стал обзванивать родных и близких, после чего вызвал ГАИ и эвакуатор.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

То есть сам ты вообще не пострадал?

— Да, так и есть. После аварии болело запястье, ведь я держался за рулевое колесо, когда машину разворачивало. Уже на следующий день на левом предплечье образовался синяк. С точки зрения безопасности, не являясь экспертом, могу сказать, что мой личный краш-тест BYD Seal прошёл успешно, — не теряет оптимизма Ян. — Все подушки сработали. Самое забавное, что я достаточно быстро пришёл в себя, потому почти в автоматическом режиме достал камеру и начал снимать влог. В такие моменты кайфуешь от самого факта, что вообще остался жив…

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Я общался со знакомыми, и произошедшее они поясняли так: ABS при подобных условиях не сработает… Между резиной и дорожным полотном образуются шарики из жидкости: что бы водитель ни делал, ни о каком сцеплении не будет идти речи, ведь отсутствует трение как таковое. При таких условиях 2,5-тонная машина находится на водной подушке: при разрешённой скорости 120 км/ч у всей этой массы огромная кинетическая энергия, которая летит в отбойник.

— Даже в китайском TikTok очень много видео с последствиями ДТП для электромобилей BYD. Передняя часть может напрочь отсутствовать, а лобовое стекло останется целым. Китайцы в этом плане не гонятся за ремонтопригодностью, зато соблюдают правила активной и пассивной безопасности при создании кузова. На собственном примере я в этом убедился.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Если честно, я даже не стал уточнять, насколько BYD Seal ремонтопригоден. Не хочу погружаться в сварочные работы и заниматься подбором запчастей, вытягиванием и выравниванием. Проще годные остатки кому-то отдать на разбор или самостоятельно распродать. Всё-таки здесь два двигателя, два редуктора, высоковольтная батарея, целый салон и панорама. Я уверен, что при продаже Seal по «кусочкам» он даже себя окупит в плане начальной стоимости! Вопрос лишь во времени, — рассуждает собеседник. — 20% машины уничтожено, а 80% можно отдать по частям в розницу, что всегда дороже, чем целиком.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Сейчас продаю этот BYD Seal как донора за $15 000. В течение лета заберут — хорошо. Если нет, то отдам на распил и полную разборку, после чего уже пускай продаётся неторопливо, а люди приезжают и забирают, что им необходимо. Думаю, около $15 000 всё равно получу, оставшееся — в утилизацию.

— Даже если коснуться более глобального — тяговой аккумуляторной батареи. Предположим, кому-то она понадобится: в Китае аналогичная новая стоит $13 тысяч, вдобавок это опасный груз, то есть не каждая логистическая компания возьмётся за него. Везти при помощи карго, «серых» каналов? Там считают стоимость за каждый килограмм, а АКБ весит немало. Вот и получится, что на выходе батарея с доставкой обойдётся в сумму около 16-17 тысяч долларов. При этом уже в Беларуси я продаю её за «десятку»!

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Этот BYD Seal осматривали слесари: ровно с места, где начинается лобовое стекло, всё на своих местах и целое, ничего не вырвано. Я говорю не про металлические детали, а про текстиль, обивку, пластиковые защиты. Да, угол, куда пришёлся удар, смялся основательно, включая стакан крепления амортизатора.

Восстанавливать это — гора работы для кузовщика, притом не каждого. Нужны золотые руки, чтобы сделать идеально. Потому я не пытался связываться с починкой: отремонтированный криво электрокар с полным приводом и бешеной динамикой опасно кому-то предлагать… Да и экономика работает не в мою пользу. Обошёлся BYD Seal мне в 38 500 долларов — а сколько ещё понадобится вложить в восстановление машины? Смысла в этом не вижу.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— К слову, запчастей хороших — хватает, ведь у машины пробег всего 17 тысяч километров. Правда, к сожалению, нет у нас такой услуги в стране: отдаёшь компании донора на разборку, они индексируют запчасти, формируют каталог, а после реализуют. Я готов заплатить за хранение и их процент по продаже. Все в выигрыше! Однако честно никто не хочет, — вздыхает Ян. — Все стремятся забрать остатки за три копейки!

Утилизация АКБ и цена запчастей BYD Seal: «Фары — $1 800, капот — $847»

В конце нашего разговора Ян уточнил, что подумывает оставить этот BYD Seal, ведь в будущем он может пригодиться кому-то в качестве донора. Ну а мы попытались прицениться к запчастям на недешёвый электрокар. Сориентировали коллеги нашего героя.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Прежде всего озвучу стоимость запчастей без доставки, то есть предлагаемую китайским поставщиком, — начинает специалист. — Способы доставки совершенно разные. Например, ввоз через Россию: при этом варианте сумма рассчитывается от веса товара — спрогнозировать общую массу груза нелегко. Есть и другие пути — напрямую в Беларусь, однако потребуется также растаможка, и могут затребовать сертификаты соответствия для данных автозапчастей.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Наименование позиции – Цена без учёта доставки

Капот (с креплениями и газовыми упорами) – $847
Лобовое стекло – $670
Передний бампер в сборе («скорлупа», пластиковый усилитель бампера, молдинг с юбкой) – $900
Крыло левое переднее – $560
Крыло правое переднее – $560
LED-фары (правая и левая) – $1 800
Зеркало левое (с камерами и датчиками) – $500
Торпедо салона весь в сборе – $282
Жгуты проводов с датчиками парктроника – $80
Блок предохранителей – $116
Комплект всех подушек безопасности с блоком управления (шторки, коленные, пассажира и водителя) – $1 600
Ремни с пиропатроном – $85

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Мы уже проводили дефектовку, потому будем озвучивать и перечислять стоимость тех запчастей, которые необходимы для потенциального ремонта. Электродвигатель, кстати, не пострадал, а вот полуоси пали смертью храбрых, их вырвало.

Наименование позиции – Цена без учёта доставки

Передний подрамник (верхний левый рычаг, продольный рычаг и задний рычаг + металлическая губа под бампером) – $1 065
Рулевая рейка в сборе (с наконечниками и тягами) – $890
Полуось в сборе (одна) – $130
Подушки двигателя передние (верхняя и нижняя) – $170
Усилитель переднего бампера и левый стакан амортизатора – $935
Передняя левая ступица с поворотным кулаком – $454
Стойка амортизатора левая с пружиной – $268
Радиатор системы охлаждения – $620
Радиатор кондиционера в сборе – $499
Рамка переднего радиатора с пластиковым жабо и механизмом открытия капота – $166
Верхняя пластиковая защита подкапотного пространства – $260
Бачок стеклоомывателя – $15
Передняя защита двигателя с локерами колёсных арок (пластиковые) – $150
Коса трубок с датчиками – $435
Передний левый колёсный диск (без покрышки) – $280

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Напомним, Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп», одного их немногочисленных в нашей стране аукционов, ещё в февральском интервью делился мнением о судьбе китайских автомобилей в Беларуси.

— У меня насчёт «китайцев» есть скепсис по другой части, — серьёзно произносит Виталий. — Мы сотрудничаем с китайским поставщиком автомобилей и недавно встречались с учредителем этой компании, которая зарегистрирована в Беларуси. Меня волновал главный вопрос: есть ли в КНР аукционы битых автомобилей — по аналогии с США? Интерес, сами понимаете, деловой — можно зарегистрироваться и возить машины с повреждениями сюда. Ответ был следующий: если в Китае транспортное средство повреждено и признаётся погибшим, то его утилизируют! Потому как ремонт нецелесообразен.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Соответственно, вообще нет рынка битых машин. Чем это чревато? Вопрос очень важный, ведь цепочка поставок запчастей на белорусский рынок напрямую связана с «донорами». Погибшее авто разбирается в Америке, загружается в контейнер, и машинокомплект так доставляется в Беларусь. На данный момент это основной канал поступления бэушных кузовных (и не только) элементов.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

Возможна ли в Беларуси утилизация АКБ от электрокара?

Мы также задались вопросом: а готовы ли где-нибудь в Беларуси принять на утилизацию литий-железо-фосфатную батарею ёмкостью 82,5 кВт⋅ч? Для этого в частном порядке связались с тремя различными организациями. В одной из них отметили, что сейчас ведут работу только с юридическими лицами, потому журналисты av.by попытали счастья у других.

— У нас это не принимается ни от юридических лиц, ни от физических, — ответили нам по телефону в «Белвторресурсах». — Рекомендуем вам позвонить в «БелВТИ»: возможно, они работают с такими аккумуляторами или подскажут, кто этим занимается.

Минчанин разбил дорогой электрокар BYD

— Литиевые аккумуляторы мы точно утилизируем — я уверена.

— А если это тяговая батарея от электромобиля? Она твердотопливная — литий-железо-фосфатная, — вновь спрашиваем работницу «БелВТИ», прежде чем она берёт паузу, чтобы посовещаться с коллегами.

— Вы знаете, к сожалению, не принимаем аккумуляторные батареи от электрокаров, вне зависимости от того, юридическое или физическое лицо её сдаёт. Даже не знаю, чем вам помочь, — с нескрываемой грустью отмечает женщина.

Источник: av.by, Ян Богданович
Фото: Алиса Зацаринная, архив av.by и личный архив героя

Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.