Валентин, 41 год, владелец немецкого спорткара:
– Владею этой машиной около трех месяцев, купил в Германии с пробегом 18 000 км. У меня никогда не было электромобиля, а тут переехал за город жить, появилась возможность заряжать его дома. Получается, что купил спорткар в 1,5 раза дешевле, чем если бы брал бензиновый.
До этого я ездил на дизельном джипе. Теперь я существенно экономлю на топливе. Раньше я заправлялся раз на 120-140 рублей для пробега в 350 км, а теперь за зарядку на тот же пробег выходит 40 рублей, даже если заряжать в городе.
Я заряжаю машину дома, поэтому не чувствую неудобств из-за недостатка инфраструктуры. В Бобруйске и Бобруйском районе есть две зарядки. Я пользуюсь только той, что рядом с ТЦ «Корона» на ул. 50 лет ВЛКСМ. Это вполне удобно, очередей там нет. Ну, разве что займет кто-то место для зарядки под парковку. Ну выразит недовольство, что надо уступить ее. И все.
Что касается страха «разрядиться» в дороге, то его нет. Если без головы на плечах ездить, то можно и на бензиновой машине стать на дороге с пустым баком. На 100%-м заряде мне хватает доехать до Минска и вернуться в Бобруйск на 5-10%. Это путь порядка 350-380 км. В Минске очень много зарядок, к тому же можно быстро подзарядиться в Осиповичах.
У меня такое впечатление, что за последнее время в городе появилось больше электрокаров. Но, может, это из-за того, что рыбак рыбака видит издалека.
Михаил, 52 года, владелец китайского электрокара:
– Мы с женой шутим, что все началось с электропилы. О такой машине я мечтал три года – и мечта сбылась. Отъездил две зимы, полет нормальный. Заряжать машину дешевле, чем заправлять. Есть определенная экономия на замене масла, ремня ГРМ. Для электрокара они просто не нужны. Летом запас хода на полной зарядке 360 км, зимой – 200 км.
Правда, кроме собственного дома зарядиться мне в Бобруйске негде. Есть три вида пистолетов для зарядки электрокаров. У меня самый редкий для Беларуси тип – GB/T. Существуют переходник, но я его не завел. В общем, «европейцам» жить полегче, «китайцам» – посложнее. В Минске с моим типом разъема получше – может, 15 точек на город. Я считаю, что нам в Бобруйске не хватает универсальной зарядной станции. У людей был бы лишний повод к нам заехать.
Когда я еду по городу, я постоянно замечаю электрокары – Nissan Leaf, Tesla, BMW. Некоторых людей за рулем уже визуально узнаю, вплоть до того, что здороваемся: едешь мимо, рукой махнул. Есть чаты, в которых общаются владельцы электрокаров, обмениваются опытом. Хочется знать, чего ожидать от своей машины. Например, электроавто некоторых марок 2015-16 годов выпуска уже стали чисто городскими машинами из-за уменьшения емкости аккумулятора.
Минусов в своем авто не вижу. Почему продаю? Хочу чего-то нового. Но точно буду выбирать среди электрокаров.
Максим, 38 лет, владелец китайского электрокара:
– Месяц назад купил для жены китайский электрокар Voyah Free. Это гибрид: электричка плюс бензиновый двигатель. Такая подстраховка на случай дальних поездок. Внутри машина похожа на космолет: куча экранов, компьютерное управление, панорамная крыша с возможностью затемнения. Есть массаж спины на двух передних сиденьях и даже ароматерпия.
Первоначально был план купить джип-паркетник БМВ, а потом остановился на этом авто. Разница в цене существенная. А удовольствие от качества материалов и технологичности такое же. Все-таки машина из салона, любая – это кайф. У меня сын сейчас водит новую «Ниву» и совершенно счастлив.
Авто покупали у официального представителя, который дает гарантию, привозит запчасти. А то бывает так: человек покупает «китайца», ему дают адрес телеграм-чата – общайтесь. На этом техподдержка заканчивается.
Запас хода у машины 150-180 км, зарядка от домашней розетки стоит 10 рублей. Жене хватает одной зарядки на два дня. Я собираюсь проследить за этой машиной на протяжении гарантийного срока – интересно, как она себя поведет. Возможно, следующая тоже будет с электродвигателем.
Источник: BOBR.by, Анна Семенова