Совсем недавно число электромобилей в Беларуси перевалило за 10 тысяч. И рост довольно стремительный. Если в 2022 году у белорусов в собственности имелось 3 469 «зелёного» транспорта, то в 2023-м — 6 413. Льготы, беспошлинный ввоз, другие выгоды — всё это хорошо стимулирует рынок. Однако не будь развитой инфраструктуры для электротранспорта в нашей стране, неизвестно, сколько нашлось бы смельчаков приобрести электрокар!
На множестве АЗС, на парковках у торговых и бизнес центров, во дворах и парках — станции зарядки для электромобилей появляются тут и там. И практически все из них белорусского производства. Создать станцию — дело, требующее технологическую базу и… много денег. В Беларуси существует собственная разработка и производство зарядных станций под брендом STRIMelectro. av.by посетил могилёвское предприятие и узнал, какие технологии использует белорусская компания, как выстроен цикл производства от А до Я, из каких компонентов состоят готовые станции, которые можно использовать не только бизнесу, но и владельцам электрокаров как личную зарядную станцию для своего автомобиля.
«Учредитель купил себе Nissan Leaf и понял: за электромобилями будущее»
Небольшой экскурс в историю. Компания, занимающаяся разработкой и производством зарядных станций STRIMelectro, основана 24 года назад тремя инженерами из Могилёва. Изначально офис размещался в могилёвском технопарке, будучи его резидентом. И только в 2013 году руководство приняло решение построить собственное здание здесь, на Габровской улице.
С момента основания и до сих пор компания занимается производством электроприводов, различных систем управления трансмиссий, педалей, датчиков, бортовых контроллеров, в том числе для автобусов, троллейбусов, электробусов белорусского производства.
— Но разработкой зарядных станций для электротранспорта мы занялись только в 2016 году. А причиной тому стала жизненная история, — рассказывает нам руководитель направления по зарядным станциям STRIMelectro Артём Павлюкович, проводя нас по территории предприятия. — В 2015 году один из учредителей приобрёл для личных целей один из первых в Беларуси электромобилей — Nissan Leaf. Безусловно, он сразу отметил, что у нашего рынка в таком сегменте транспорта есть потребность, и что за ним, пожалуй, будущее. А там, где есть электротранспорт, должна быть и соответствующая инфраструктура.
Предприятие нацелилось не просто на производство и сборку зарядных станций, используя уже готовые компоненты для них, например, из Китая или Европы, а именно на разработку собственных, по своим технологиям. Артём проводит нас в конструкторский отдел STRIMelectro — здесь инженеры, программисты, промышленные дизайнеры трудятся над поиском лучших решений.
— Стоит сказать, что наша компания всегда использует фундаментальный подход. Так же было и с зарядными станциями. Разработкой «медленных» зарядных станций (переменного тока или Mode 3) стали заниматься с 2016 года. Тогда же реализовали свое первое приложение и управляющий сервер, осуществляющий базовые функции сегодня уже признанного международного протокола OCPP. Важнейшая часть любой зарядной станции — контроллеры, то есть система управления всей станцией, проще говоря, её «мозг». Он отвечает за «общение» станции с приложением, электромобилем, регулирование тока напряжения внутри и многое другое. Решено было производить контроллеры своими силами на основе своих же разработок. Этим и является наша самая сильная сторона.
Что скрывается внутри станции зарядки?
Сначала STRIMelectro занялась разработкой станций для зарядки переменным током, или, как говорят в народе, «медленной».
— Это относительно простая технология. Первый контроллер для «медленной» станций мы разрабатывали около года — это правда небольшой срок, — улыбается Артём. — «Медленная» станция проще по всем параметрам. Начать хотя бы с размера — столбик небольшой. Здесь гораздо меньше «общения» с машиной. По факту такая станция не преобразовывает электроэнергию, она коммутирует то, что есть в сети и передаёт её сразу в электромобиль. А значит переменный ток как на входе в станцию, так и на выходе из неё.
Одна из первых «медленных» станций STRIMelectro на территории производства
— Кстати, возможно, открою для многих секрет, но аккумулятор электромобиля всегда заряжается постоянным током от станции, как «медленной», так и «быстрой». Разница лишь в том, какой преобразователь работает — тот, который внутри станции, или тот, что внутри машины.
А вот со станциями для «быстрой» зарядки (постоянным током), по словам Артёма, всё гораздо сложнее.
— Контроллер для неё мы разрабатывали около 3 лет. Это сложное устройство, и именно поэтому немногие производители хотят лезть в эту сферу. «Быстрая» станция состоит из множества различных элементов — AC-DC преобразователи, контакторы, кабель, коннектор, контроллеры, — объясняет руководитель.
Чтобы нагляднее увидеть «начинку», Артём открывает дверцу «быстрой» станции, которая сейчас также стоит на территории предприятия и используется работниками.
— Внутри мы видим контроллеры, нашей собственной разработки. Два контроллера канала, обеспечивающих взаимодействие с электромобилями, каждый из которых поддерживает все варианты протоколов (европейский CCS, американский Tesla-NACS, китайский GB/T и японский CHAdeMO) и настраивается в зависимости от конфигурации станции. Также эти контроллеры обеспечивают контроль параметров кабеля (ток, напряжение, заземление, сопротивление изоляции), что критически важно для обеспечения безопасности процесса зарядки. С другой стороны станции виден контроллер управления силовыми преобразователями, позволяющий гибко распределять энергию между зарядными кабелями, и контроллер верхнего уровня, обеспечивающий общее управление станцией, взаимодействие с системой монетизации, а также интерфейс пользователя.
«Выходим на объёмы производства до 100 станций в месяц»
Артём проводит нас на основное производство. Вообще на предприятии работают порядка 100 человек — инженеры, конструкторы, сборщики, мастера и другие. А общая площадь производства занимает около 1 000 квадратных метров. Правда, и этого уже не хватает, поэтому в ближайшем будущем предприятие расширится — построят ещё один цех.
— Сразу отмечу, что мы не производим автоматические выключатели, контакторы, а закупаем у сторонних организаций. Однако вся конструкция и весь внутренний мир станции — полностью разработка нашей компании, собранная на нашем предприятии здесь. Что касается корпусов станций, на них мы только делаем документацию и заказываем у подрядчиков, которые работают с металлом. Части корпуса доставляют сюда к нам, а мы их красим и собираем из них станции.
Итак, мы переходим к самой дорогой и технологичной части предприятия — монтажная линия для производства контроллеров, которое полностью автоматизировано. В общем сложности всё оборудование для контроллеров стоит сотни тысяч долларов. И в планах у компании поставить ещё одну такую линию!
— На участке автоматического монтажа производится монтаж SMD полупроводников и выводных компонентов. Каждая печатная плата в автоматическом режиме проходит оптическую инспекцию. Это необходимо делать для поддержки стабильности качества монтажа.
Далее по циклу следует сушка, лакировка и мойка плат в специальном растворе. В соседнем цеху мастера собирают часть крупных узлов, а также проводят технический контроль.
— Производство довольно специфическое. Учитываются такие нюансы как, например, передача статического электричества, а SMD монтаж требует поддержки температуры и влажности в помещении в узком диапазоне, — подчёркивает Артём.
И завершающий этап в этой части производства — большая зона металлообработки, фрезеровки алюминиевых частей радиатора и других элементов, покраска корпусов зарядных станций.
В отдельном цеху происходит сборка станций. Сюда попадают все готовые элементы, ими и наполняются станции. Сейчас на линии сборки мастера делают «быстрые» станции.
— Часть из них установят в Минске, другие — в Бресте. Сейчас мы выходим на объёмы производства до 100 станций в месяц, как «медленных», так и «быстрых». Кроме того, мы занимаемся специальными заказными проектами. Например, разработка сверхмощных зарядных станций на 2 мегаватта.
Последний пункт сборки — проверка станции на безопасности. Для этого компания ещё до пандемии приобрела дорогое европейское оборудование — специальный эмулятор. Станцию подключают к нему, и происходит проверка того, как работает протокол, как идёт напряжение.
От 1 000 долларов. Сколько стоят станции, и почему многим нужен китайский протокол?
Сегодня STRIMelectro закрывает полностью всю линейку зарядных станций, которая сейчас существуют на рынке. Артём делится с нами их стоимостью:
— Наша настенная станция АС One для «медленной» зарядки стоит до 1 000 долларов, напольная станция для «медленной» зарядки «Кулон», такая как у нас на территории синего цвета — до 3 000 долларов, а стоимость «быстрых» станций начинается от 4 000 долларов (за самую минимальную комплектацию), станции мощностью 120 кВт и выше — от 20 тыс. долларов.
Кроме того, недавно компания разработала новый вид «быстрой» станции для премиум-линейки, которая представляет собой 2 в 1 — может быть как настенной, так и напольной.
Ещё в самом начале развития направления STRIMelectro разрабатывали станций с протоколами CCS (европейский) и CHAdeMO (японский). Однако за последние пару возникла необходимость внедрить в станции и китайский протокол GB/T.
— В Беларуси сложилась довольно непростая, но интересная ситуация. Наши станции уже должны содержать сразу три протокола — CCS (европейский), CHAdeMO (японский) и GB/T (китайский). Территориально наша страна условно посередине между Европой и Азией, поэтому есть электрокары и европейские, и китайские. Сегодня большой спрос идёт именно на китайский протокол. Впрочем, это не удивительно, учитывая, что электротранспорт из Китая ещё больше набирает популярность и целом стоит дешевле, чем в Европе. Это сказывается и на приоритетах в покупке станций. Например, наши партнеры BatteryFly приобретают две станции для своей сети: одну станцию с двумя «пистолетами» GB/T, а вторую — с GB/T и CCS, для того, чтобы установить их рядом на паркинге и удовлетворить спрос электромобилистов.
В процессе самостоятельной разработки контроллера для китайского протокола GB/T мы приобрели станцию у наших китайских коллег, чтобы понять как это сделано у них и постараться сделать лучше.
— Справились успешно и на выходе имеем собственный контроллер для GB/T, который работает исправно. Более того, один из наших проектов — модернизация некоторых станций в сети «Маланка». Мы будем ставить в них свои контроллеры, а также в некоторых заменять CHAdeMO на GB/T, либо просто добавлять его, как третий канал.
— Бывали случаи, когда китайские электрокары не могли зарядиться на белорусских станциях. С чем это связано?
— Причины могут быть разными. Вообще при разработке и производстве станций обязательно должны быть использованы международные стандарты. Это огромные документы, на основании которых должна работать зарядная станция. Наша компания им следует. Но так делают не все. Когда пользователь вставляет в разъём электрокара «пистолет» для зарядки, машина и станция начинают обмениваться информацией. И если на этом этапе они не «договорятся», зарядка может не пойти. Дело в том, что, например, производитель электромобиля прочитал стандарт немного по-другому, понял его иначе. И с этим уже ничего не сделаешь. Придётся производителю станции перенастраивать свою прошивку таким образом, чтобы электрокар смог зарядиться.
— Поэтому главная задача для мира сегодня — добиться, чтобы производители электротранспорта и производители зарядных станций работали на основе единых стандартов. Тогда никаких проблем не будет.
«Наши контроллеры в Беларуси начинают набирать популярность»
Как рассказывает Артём, спрос на инфраструктуру для электротранспорта сейчас сумасшедший.
— И речь не только про обычных владельцев электрокаров. К нам поступают запросы от заводов, других предприятий, которые желают поставить на своей территории зарядные станции, потому как приобрели в свой автопарк несколько электромобилей. Это не только удобно, но и очень здорово помогает сэкономить бюджет. Сейчас наши основные клиенты — юридические лица. С физлицами напрямую мы не работаем. Для этого у нас есть дилерские центры в Минске и представительство (дочерняя компания) за рубежом. Но мы только начинаем свой путь по выходу за пределы Беларуси.
Кстати, по словам Артёма, в Беларуси на данный момент самая развитая сеть зарядных станций на постсоветском пространстве. Остальные страны сейчас активно занимаются развитием инфраструктуры у себя.
— Поэтому мы и хотим развиваться не только в РБ. Наши контроллеры начинают набирать популярность — часть здешних производителей ставят их в свои станции, как в «медленные», так и в «быстрые». Но влияние конкуренции с китайскими производителями, которые очень сильно демпингуют, никуда не делось. Но, например, на сегодня мы произвели модернизацию нескольких станций сторонних производителей внедрив туда наши контроллеры. Впереди еще несколько десятков станций ждут своей модернизации в ближайшие месяцы. Также мы выдаём гарантию как на контроллеры, так и на станции и обеспечиваем полное техническое обслуживание и поддержку.
— Станция — это сложное техническое устройство, поэтому, когда происходят какие-то проблемы, пользователи могут с нами связаться и мы можем удалённо работать со станцией — перезапустить, обновить прошивку. С китайскими станциями и контроллерами так сделать будет проблематично.
Напоследок Артём делится планами на будущее:
— Они у нас грандиозные! Мы хотим добиться того, чтобы наши станции были технически совершенными и работали безотказно. А также нарастить производство, чтобы мы могли закрывать потребности и Беларуси, и ближайшего зарубежья.
Больше информации о компании на официальном сайте strim-tech.com
Зарядные станции компании electro.strim-tech.com
Источник: av.by, Вероника Малыщиц
Фотограф Павел Садовский