Мы за последние годы протестировали большинство новинок с модной гибридной силовой установкой. Которая способна заряжаться от внешней электросети. И выявили, что «плагины» вовсе не такие удобные, эффективные и универсальные. Какими их пытаются представить автопроизводители. Рассказываем о том, какие особенности мы выявили в процессе тестирования. И в каких сценариях эксплуатации это удобный вариант, а в каких — не очень.
Сначала необходимая теория. Автомобили с гибридной силовой установкой типа «плагин» отличаются от обычных гибридов батареей увеличенной ёмкости и возможностью заряжать её от внешней электросети. А не только методом «самозарядки» от ДВС. Такие автомобили легко опознать по двум лючкам на кузове. Благодаря относительно большой батарее, подключаемые гибриды способны преодолеть в чисто электрическом режиме (без запуска ДВС) от 20 до 100 километров. Обычно — 40–50.
Производители утверждают, что такая силовая установка сочетает в себе преимущества классических ДВС и электромобилей. Но забывают упомянуть, что вместе с тем в них присутствует и сочетание их недостатков. На первый взгляд подключаемый гибрид кажется наиболее универсальным типом силовой установки. Потому что он может всё. И по городу на электричестве, и в долгое путешествие на бензине.

Но, как и многие универсальные вещи, подключаемый гибрид выполняет весь спектр возможных задач на посредственном уровне — хуже, чем в отдельности электромобиль или бензиновая (дизельная) модель закрывает те потребности, на которые ориентирована каждая из них. На настоящем этапе развития технологий первые лучше оптимизированы для городского использования, а вторые – для трассового

Поэтому для того, чтобы получить максимум преимуществ подключаемого гибрида, нужен очень специфический сценарий использования автомобиля. Основное условие — возможность регулярного подключения к стационарной электросети для зарядки. Но если таковая имеется, то возникает вопрос — а не проще ли приобрести электромобиль? Чтобы ответить на него отрицательно и выбрать всё-таки гибрид, необходима целая комбинация факторов.
А именно, это должен быть пользователь, у которого:
– есть возможность купить достаточно дорогой (как класс) плагин-гибрид
– при этом отсутствует возможность иметь второй автомобиль
– по какой-то причине есть желание ездить на электротяге- отсутствуют высокие требования к динамике и управляемости
– ежедневные перемещения ограничиваются радиусом 20 километров
– в месте парковки имеется постоянный доступ к электросети
– минимум пару раз в год совершаются поездки на дальние расстояния
Если хотя бы несколько из вышеприведённых пунктов не выполняются, то разумным будет не тратить лишние средства на гибридную модель. И не идти на связанные с её использованием компромиссы. А остановить свой выбор на классическом ДВС или полноценном электромобиле. И то, и другое будет экономичнее, быстрее, приятнее и проще в управлении и эксплуатации.

Тем, у кого нет возможности регулярно подключаться к зарядке, гибрид не подходит. Ввиду невозможности регулярно пользоваться благами электрической составляющей системы. Если заряжать батарею от сети лишь время от времени. То доля дешёвых «электрических» километров в общем пробеге окажется настолько мала. Что экономический смысл в покупке более дорогой гибридной модели будет отсутствовать.

В долгих поездках
Для тех, у кого на парковке есть «розетка», но вместе с тем пользователь много путешествует или просто совершает разъезды на большие расстояния, гибрид бесполезен из-за повышенного расхода топлива в долгих поездках. Он возникает вследствие необходимости напрасно возить с собой лишнюю массу электромоторов и батарей. А также более низкого КПД силовой установки в режиме генерации электроэнергии с помощью ДВС.

И даже вариант быстрого пополнения на заправочных станциях батареи наряду с топливным баком невозможен. Так как у плагин-гибридов, в отличие от полноценных электромобилей, отсутствует быстрая зарядка. Поэтому даже при наличии под рукой в путешествии свободного источника электричества, придётся потратить на зарядку батареи больше времени, чем впоследствии займёт её разрядка в движении. Где тут рациональность?
Конечно, сценарии использования бывают разные. Разными бывают и подключаемые гибриды. Например, «параллельные».Это когда ДВС и электромотор приводят колёса совместно. Как у Lynk&Co 09 или Chery Tiggo 7 и 8 Hybrid. Или «последовательные». Когда ДВС выступает исключительно в качестве генератора для питания электромоторов и батареи. Как в Li L9 или Evolute i-Space.

При этом высокая популярность в России кроссоверов марки Li говорит о том, что гибрид может быть удобным выбором для большого количества людей. Но открытым остаётся еще вопрос. Те же «Лисяны» так хорошо покупают.Это благодаря их силовой установке или вопреки? Каковы были бы продажи L9, если бы вместо батареи на 100 километров и полуторалитрового «генератора» под капотом стоял, например, трехлитровый бензиновый или дизельный турбомотор?
Источник: «Мотор» от Дмитрий Ласьков
Фото: © Алексей Сулима
Хотите первыми узнавать новости об электромобилях в Беларуси и мире?
Подпишитесь на канал
NEV Навигатор
и будьте в курсе трендов, моделей и инфраструктуры!