Диагностика Nissan Leaf с помощью программы Leaf Spy

Leaf Spy

Одним из самых доступных и востребованных электромобилей в настоящее время остаётся Nissan Leaf первого и второго поколения, о диагностике которого мы и будем говорить в этой статье.

Если в вашем распоряжении имеется такой дилерский прибор как Nissan Consult 3+, то дальше статью можно не читать. А что делать, если такового в наличии не имеется? Софт под названием Leaf Spy (Лиф Спай) — вот с чего можно начинать свои диагностические мероприятия, не затрачивая при этом на процесс грандиозные суммы. Программа предназначена для получения и отображения диагностической информации о Nissan Leaf через интерфейс OBD-II. Она разработана американцем Джимом Поллаком. Ею пользуются многие владельцы электромобиля, в том числе и в Беларуси.

Устанавливается Leaf Spy на операционные системы Android и iOS. Для первой разработчики подготовили три версии — Light, просто Leaf Spy и версия Pro (доступно на Google Play). Первая является абсолютно бесплатной, вторая стоит $9,99, за Leaf Spy Pro просят $14,99. Для iOS доступна только версия Pro. Версии отличаются количеством предоставляемой информации по автомобилю и арсеналом сервисных функций. Например, Leaf Spy Pro помимо чтения параметров тяговой высоковольтной батареи (ВВБ), позволяет считывать ошибки с различных датчиков и блоков авто и производить их стирание. Так же данная версия позволяет настроить режим блокировки/разблокировки дверных замков, режим работы салонного освещения и др. параметры.

[Скачать apk Leaf Spy Pro Мод (версия 0.52.180 рус., 3 MB)]

Для осуществления диагностических процедур потребуется адаптер ELM327 OBDII (OBD2). Для Android лучше использовать версии с Bluetooth, для iOS предназначены только версии с Wi-Fi. Перед покупкой адаптер желательно проверить на автомобиле, потому что не все прошивки подходят для работы с Лиф Спай. Рекомендуется использовать сканер ELM327 OBDII v1.5 на чипе PIC18F25K80 с кварцевым резонатором на 4 МГц (рекомендации по выбору, программа ELM Identifier для проверки ЕЛМ327).

ELM327 OBDII

Установить программу можно на смартфон или планшет с Андроид или iOS с Bluetooth либо Wi-Fi. Для подсоединения к электромобилю, вам нужно воткнуть OBD-адаптер в разъём для диагностики транспортного средства, находящийся под рулевой колонкой Nissan Leaf. Далее связываем адаптер с нашим гаджетом. Девайс может запросить пароль, как правило, это 1234 либо 0000. После того, как подключили аппаратуру, заводим авто и смотрим, чтобы иконка оранжевого цвета в нижней правой части дисплея поменяла свой цвет на зелёный.

Leaf Spy

Рассмотрим версию Leaf Spy Pro. Первым делом заходим в меню Настройки и выставляем привычные для наших стран единицы измерения. Выбираем год выпуска своего Leaf и ёмкость батареи. По умолчанию в программе открыты четыре экрана с информацией об электромобиле. Для появления пятого экрана с сервисным меню включаем Сервисный Экран (Service Screen). При выходе из программы он выключается.

Первый экран

Первый экран — самый информативный и полезный. На нём отображаются основные параметры высоковольтной батареи (ВВБ), результаты её диагностики и диаграмма ячеек (всего ячеек 96 по две в каждом из 48 модулей).

Самую большую область экрана занимает диаграмма со значениями напряжение каждой ячейки в вольтах. Красный цвет столбика говорит о том, что данная ячейка шунтируется для балансировки напряжения.

Leaf Spy

1. Здоровье (SOH, State Of Health) — это главный параметр, который показывает возможность ВВБ накапливать и удерживать электроэнергию. Измеряется в процентах от новой батареи. Чем больше показатель SOH, тем лучше состояние батареи и тем больше дальность хода на одной зарядке.

Когда SOH становится ниже 85% и сохраняется на протяжении месяца, то на панели приборов пропадает двенадцатый сегмент.

Nissan Leaf приборная панель

При дальнейшем уменьшении этого параметра, пропадают и остальные деления.

Nissan Leaf сегменты

2. Ач (AHr) — остаточная ёмкость высоковольтной батареи. Показывает сколько батарея вмещает энергии в ампер-часах (Ah) при зарядке 100%. Для новой батареи на 24 кВт⋅ч ёмкость составляет примерно 66 Ач, для 30 кВт⋅ч — 82 Ач. Чем ближе показание к этим значениям, тем лучше состояние батареи.

3. Hx — внутреннее сопротивление батареи (в процентах от номинала).

В процессе эксплуатации со временем внутреннее сопротивление в ВВБ увеличивается, а показатель Hx падает. Можно сказать, что этот параметр показывает степень деградации батареи. Чем ближе он к 100%, тем лучше.

SOH напрямую зависит от Hx, и меняется вслед за его изменением. Hx падает если батарею долго не использовать, долго хранить полностью заряженной или разряженной (ещё хуже), ну и просто постепенно падает от времени. Как можно привести его в чувства:

  • электрокар нужно погонять, то есть поездить на машине в агрессивном режиме.
  • несколько раз зарядить электромобиль до 100% и разрядить до минимального значения (до появления значка черепахи на приборной панели)
  • сбросить показания ВВБ на уровне ПО. При этом надо учитывать, что батарея сможет пересчитать свои показатели только при температуре окружающей среды выше +10 градусов.
Leaf spy

4. Общее напряжение на выходе ВВБ

5. VIN-номер авто и серийный номер батареи отображаются поочередно с интервалом четыре секунды

6. Одометр (odo) — пробег авто

7. Количество быстрых зарядок (БЗ, QCs) и зарядок через порт J1772 (Обыч.Заряд, L1/L2s)

По этим двум параметрам возможно приблизительно определить реальный ли пробег у авто или одометр подвергался корректировке. Для этого нужно пробег в км разделить на общее количество зарядок (быстрых + обычных). Если результат будет 30 и больше, то вероятность реального пробега очень высока.

8. Минимальное, среднее и максимальное напряжение одной из 96-и ячеек, отображённых на диаграмме, а в скобках — разница между максимальным и минимальным напряжением ячейки в милливольтах (это значение дублируется в верхнем правом углу диаграммы).

Если разрядить батарею до показания в ячейке меньше 3,7 вольта, то в режиме «Parking» запустится диагностика ячеек и под графиком может появится надпись All Cells OK, что говорит об исправности всех ячеек. А если имеются проблемы, то появится надпись Weak Cells: #номер #номер — это указывает на неисправность ячеек под данными номерами. Соответствующие столбики на диаграмме будут ярко красного цвета.

9. Данные с трёх температурных датчиков, находящихся внутри ВВБ. В скобках указана разница между максимальной и минимальной температурой.

10. Напряжение штатной АКБ

11. SOC (State Of Charge) — реальный процент заряда ВВБ, он не совпадает с показанием на приборной панели.

На нижнем поле в центральной области указана версия программы Leaf spy, версия OBDII сканера и дата. Справа расположена кнопка, запускающая диагностику, а её цвет указывает на состояние подключения. Синий — устройство не в сети, жёлтый — попытка подключения к адаптеру, зелёный — программа подключена.

Второй экран

Первый график отображает гистограмму напряжения ячеек. На нем можно увидеть, какое напряжение имеет то или иное количество ячеек, и на сколько батарея сбалансирована.

В идеально сбалансированной батарее будет только одна графа.

В плохо сбалансированной батарее будет широкий спектр напряжений. При этом надо учитывать, что чем меньше заряжена батарея, тем более разбалансированными будут ячейки.

Второй график отображает показатели датчиков температуры ВВБ. Цвета соответствуют температурам:

Напомним, что не желательно перегревать батарею перезарядом или недозарядом.

Третий график показывает данные последнего цикла зарядки батареи при подключении программы.

Четвертый график отображает скорость и высоту за последнюю поездку.

Пятый график отображает эффективность расхода энергии ВВБ.

Каждая графа показывает, сколько электромобиль расходовал ватт-часов на 1 км пробега. Самая правая полоска — данные за последний километр, который вы проехали. Всего полосок может быть до 32 — за последние 32 км поездки.

Третий экран

Расчётный показатель количества энергии, находящейся в ВВБ при текущем проценте зарядки (SOC, State Of Charge): 1 — в киловатт-часах, 2 — в ампер-часах.

3 — Расход энергии за последнюю поездку в ватт-часах.

4 — остаточная ёмкость ВВБ в GIDs (Гидс). В скобках — остаточный процент Гидсов от новой батареи.

GIDs — условная единица ёмкости батареи Nissan Leaf. 1 GIDs = 77,5 ватт-часов. Умножив показатель GIDs на 77,5, получим остаточную ёмкость батареи в ватт-часах при 100% зарядке. Например, 209х77,5=16197 или 16,2 кВт⋅ч.

В новой батарее на 24 кВт⋅ч — 281 GIDs (Гидс)
В новой батарее на 30 кВт⋅ч — 360 GIDs (Гидс)
Таким образом можно узнать количество доступной для использования энергии: в первом случае — около 22 кВт⋅ч (281х77,5=22 кВт⋅ч), во втором случае — около 28 кВт⋅ч (360х77,5=28 кВт⋅ч). Остальная ёмкость зарезервирована для обслуживания самой батареи.

Как и SOH, показатель GIDs показывает состояние ВВБ электромобиля.

Еще на третьем экране отображаются параметры климатической установки, дублирующиеся с приборной панели.

Четвёртый экран

Основной частью четвёртого экрана являются числовые показатели энергии, а также гистограмма ее потребления различными устройствами: батареей, потребителями бортовой сети, печкой и кондиционером.

Нажав на правый верхний угол гистограммы, мы увидим другие показатели — SOC, GIDs и DTЕ:

Параметр DTЕ — расчетный пробег в километрах в зависимости от показаний калькулятора.

Моментальный расчёт расхода мощности:

Нажав на него, появятся показатели:

RPM — обороты электродвигателя
Количество потребленной энергии в Гидсах за последнюю поездку
Температура двигателя

Эффективность расхода энергии за последнюю поездку:

Remain – показатель остатка энергии батареи в кВт⋅ч и счетчик расхода энергии за последнюю поездку в Вт⋅ч:

Нажав на него, увидим значение энергии рекуперации:

Необходимо учитывать, что такие параметры батареи как SOH, Hx, Ahr и Remain с одной стороны взаимосвязаны, а с другой — крайне непостоянны, они меняются в зависимости от условий эксплуатации, окружающей температуры и способа зарядки.

Показания давления в шинах:

Экран Service Menu (версия Leaf Spy Pro)

Доступны следующие настройки:

– блокировка/разблокировка дверных замков
– время отключения света фар
– таймер освещения салона
– звуковое оповещение работы электромобиля
– выбор языка панели приборов (русского нет)
– привязка колес
– информация о блоках управления
– считывание ошибок
– сброс ошибок

Добавить комментарий