Как заряжать электромобиль

как заряжать электромобиль

Все электромобили имеют три режима зарядки, которые условно можно разделить на медленный, ускоренный и быстрый.

Первый, самый простой и доступный тип зарядки электромобиля — это подключение к бытовой розетке 220 В переменного тока (Mode 1). Розетка должна быть обязательно заземлена, иначе зарядка не начнется и электромобиль выдаст ошибку. Данное требование «вшито» в программное обеспечение бортового зарядного устройства и продиктовано соображениями безопасности. При таком способе для зарядки аккумуляторной батареи, например, Nissan Leaf 2011 г. емкостью 24 кВт⋅ч с нуля до 100% понадобится примерно 8 часов. Скорость зарядки в этом режиме ограничена мощностью обычной сети, которая составляет максимум 3,3-3,5 кВт (220 В х 16 А) . В сетях со старой проводкой сила тока часто составляет 8-10 А, что дает мощность всего 1,7-2,2 кВт. В таком случае тяговая батарея того же Nissan Leaf 24 кВт⋅ч зарядится с нуля до 100% за 11-14 часов.

Стоит напомнить, что крайне нежелательно разряжать тяговый аккумулятор электромобиля до 0% и заряжать до 100%. В идеале нужно эксплуатировать электромобиль в пределах 20-80% емкости батареи.

Штатное зарядное устройство Nissan Leaf

В комплектацию всех электромобилей входит штатное зарядное устройство (т.н. «кирпич») именно для такой зарядки в бытовых условиях, как правило в личном гараже или доме в течение ночи.

Хотя медленная зарядка возможна через обычную бытовую розетку, из-за более высоких постоянных нагрузок и длительного времени использования, настоятельно рекомендуется устанавливать для таких целей отдельную силовую розетку с автоматическим выключателем.

Существуют также способы зарядки электромобилей от промышленных силовых розеток (синих и красных) (Mode 2).

При подключении к силовой синей розетке 220 В 32 А (одна фаза) скорость зарядки составит около 7 кВт/час, что в 2-3 раза быстрее, чем зарядка от сети 220 В 16 А.

Однако для правильного и безопасного использования такой зарядки необходимо иметь специальную силовую линию с правильно подобранной проводкой для проведения нужной мощности. Такой способ зарядки дома подойдет для американских версий Tesla, которые не умеют принимать трехфазный ток.

силовая красная розетка

Для владельцев электромобилей с бортовым зарядным устройством мощностью 11 кВт («европейские» Tesla Model S/X/3/Y, Porsche Taycan, VW ID.3, Geely Geometry C) и больше (Renault Zoe) предпочтительный вариантом подзарядки дома является подключение к трехфазной «красной» розетке.

Она имеет те же 16 А тока, но с учетом трех фаз дает 220 В х 16 А х 3 = 10,5 кВт. А это значит, что электромобиль может заряжаться в три-четыре раза быстрее. Установка трехфазных розеток требует согласования с энергетиками. Трехфазные «красные» розетки повсеместно используются на АЗС, СТО, автомойках, парковках, в отелях и пр.

Второй тип — это ускоренная зарядка переменным током (AC, Mode 3) от специальной зарядной станции, домашней или общественной, при которой электромобиль заряжается более сильным током 32 А и мощность зарядки увеличивается до 7,2 кВт при однофазном и до 22 кВт при трехфазном подключении. Различают американский (он же японский) зарядный разъем типа Type 1 (J1772), который предназначен только для однофазной сети и универсальный европейский разъем Type 2 (Mennekes, IEC 62196-2), который позволяет заряжать электромобиль как от однофазной, так и трехфазной сети (пороговая мощность — 43 кВт).

Type 1 J1772 и Type 2 Mennekes

Разъем Type 1 (J1772) установлен в «американских» электромобилях: Nissan Leaf, Fiat 500e, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV, гибрид Chevrolet Volt и др.
Разъем Type 2 (Mennekes) имеют электромобили для Европы: Nissan Leaf II, Renault ZOE, Mercedes B 250e, Smart EQ forfour, европейские Tesla и др.

Время зарядки на таких станциях индивидуально и зависит от мощности бортового зарядного устройства электромобиля, но, ориентировочно, зарядная станция мощностью 7,2 кВт заряжает с нуля до 100% (а точнее примерно до 90%, потому что часть емкости зарезервирована под систему управления самой батареей) электромобиль Nissan Leaf 2016 года с аккумулятором 30 кВт⋅ч и бортовым зарядным устройством 6,6 кВт примерно за 5 часов.

При этом решающим (ограничивающим) фактором будет именно мощность бортового зарядного устройства электромобиля. Так, если оно рассчитано на 6,6 кВт, то подключение к более мощной зарядной станции на 22 кВт вместо 7,2 кВт не приведет к ускорению заряда.

Существую зарядные станция мощностью 11 и 22 кВт, предназначенные только для электромобилей Tesla американской версии с собственным типом разъема Type Tesla (в Беларуси не поддерживаются). Европейские версии Tesla имеют разъем зарядки Type 2 (Model S/X) и CCS Type 2 (Model 3/Y).

Разъемы Tesla

В Беларуси сеть электрозаправок национального оператора «Белоруснефть» (бренд Malanka) представлена зарядными станциями ускоренного типа Mode 3 мощностью 22 кВт с типом разъема Type 2 (Mennekes).

Третий тип — быстрая зарядка постоянным током (DC, Mode 4) на специальных зарядных станциях мощностью 50–350 кВт (см. Супербыстрый зарядный комплекс появится в Минске до конца года) со способностью зарядить стандартную батарею Nissan Leaf до 80% за 30-40 минут (100%-ая зарядка на станциях DC нецелесообразна ввиду нелинейной скорости зарядки АКБ и ее значительного перегрева, что негативно сказывается на сроке службы батареи. Самая эффективная зарядка происходит именно в диапазоне 20-80% емкости аккумулятора). При этом зарядка происходит в обход бортового зарядного устройства электромобиля и не ограничена его мощностью.

Для зарядки электромобиля постоянным током он должен быть оборудован разъемом соответствующего стандарта, отличного от портов медленной и ускоренной зарядки. Различают японский зарядный разъем типа CHAdeMO и разъемы типа CCS Combo (Combined Charging System) — американский CCS Combo 1 (CCS Type 1) и европейский CCS Combo 2 (CCS Type 2).

Разъемы CHAdeMO и CCS Type 2

Разъем CHAdeMO установлен в электромобилях: Nissan Leaf, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV, Mitsubishi Outlander PHEV и др.
Разъем CCS Type 2 имеют электромобили: VW e-Golf и e-Up!, Opel Ampera-e, Jaguar I-Pace, европейские BMW i3, Chevrolet Bolt, Tesla Model 3 и др.

Зарядные станции с разъемом CHAdeMO могут обеспечивать мощность заряда до 62,5 кВт при постоянном токе 125 А и напряжении 500 В (но обычно не более 46 кВт). Разъем CCS Type 2 имеет мощность заряда 50-350 кВт и является стандартом для новых европейских моделей.

Помимо разъемов для быстрых зарядных станций постоянного тока, разъем для трехфазного переменного тока Type 2 способен обеспечивать мощность заряда до 43 кВт. Такие зарядные станции переменного тока заряжают электромобиль примерно за то же время, что и станции постоянного тока. Это актуально, например, для владельцев Renault ZOE, бортовое зарядное устройство которого поддерживает зарядку мощность от 3,5 до 43 кВт переменного тока.

В Беларуси в сети электрозаправок «Белоруснефть» Malanka используются зарядные станции быстрого типа постоянного тока с разъемами CCS Type 2 (50-150 кВт, скоро и 350 кВт), CHAdeMO (50 кВт) и реже — переменного тока Type 2 (43 кВт).

CCS Type 2 AC и DC

Новые модели электромобилей европейских производителей (или предназначенные для европейского рынка) оборудуются зарядным портом типа CCS Type 2 (например, Volkswagen ID.3) и способны заряжаться переменным трехфазным током мощностью до 11 кВт и постоянным — 50-150 кВт.

Особняком стоят национальный китайский стандарт типа GB/T и разъем типа Tesla (Supercharger).

GB/T и Tesla

Китайский разъем GB/T (GBT) существует двух типов – для постоянного и переменного тока. Максимальная пропускная мощность GB/T (постоянный ток) с охлаждением кабеля — почти 900 кВт при токе 600 А и напряжении 1,4 кВ. GB/T (переменный ток) использует только одну фазу, максимум 32 А, так что мощность его ограничена 7,4 кВт. Разъем для переменного тока GB/T внешне похож на европейский Type 2, но с ним не совместим.

адаптер GB/T - CHAdeMO

Китайские электромобили можно заряжать от станций переменного тока (AC) с разъемом/розеткой Type 2 через переходник/кабель GB/T – Type 2 и от станций постоянного тока (DC) с разъемом CHAdeMO через адаптер GB/T – CHAdeMO (стоимость около $1300).

С лета 2023 года в Беларуси начали адаптировать существующие зарядные станции для китайских электромобилей — дооснащать их разъемом GB/T. Все новые устанавливаемые быстрые ЭЗС постоянного тока от Malanka имеют разъемы CCS Type 2, CHAdeMO и GB/T. Планируется, что к концу 2024-го года сеть в полном объёме станет приспособленной для китайских электромобилей.

Станций Tesla Supercharger в Беларуси нет, поэтому владельцы американских версий Tesla могут заряжать свои автомобили, например, от быстрых станций постоянного тока с разъемом CHAdeMO через адаптер.

Подробнее — см. Как заряжать электромобили Tesla в Беларуси.

Типы разъемов зарядки популярных европейских и американских электромобилей

Электромобиль Регион Ускоренная (AC) Быстрая (DC)
BMW i3 BEV/REX США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Chevrolet Bolt США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Chevrolet Spark EV США CCS Type 1
Citroen C-Zero Все Type 1 CHAdeMO
Fiat 500e Все Type 1 нет
Ford Focus Electric 23 kWh США Type 1
Ford Focus Electric 33 kWh США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Hyundai Ioniq Electric США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Jaguar I-Pace США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Kia Soul EV 27/33 kWh Все Type 1 CHAdeMO
Mercedes B 250e США Type 1 нет
Европа Type 2 нет
Mitsubishi i-MiEV Все Type 1 CHAdeMO
Nissan Leaf (2011-2018) Все Type 1 CHAdeMO
Nissan Leaf II (с 2018) США Type 1 CHAdeMO
Европа Type 2 CHAdeMO
Opel Ampera-e Все CCS Type 2
Renault Kangoo Z.E. Европа Type 2 нет
Renault ZOE Q210, Q90 Европа Type 2 (43 кВт) нет
Renault ZOE R240, R90 Европа Type 2 (22 кВт) нет
Smart EQ fortwo США Type 1 нет
Европа Type 2 нет
Smart EQ forfour Европа Type 2 нет
Tesla Model 3/Y США Type Tesla
(от CHAdeMO через адаптер)
Европа CCS Type 2
Tesla Model S/X США Type Tesla
(от CHAdeMO через адаптер)
Европа Type 2 нет
VW e-Golf США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
VW e-Up! Европа CCS Type 2
VW ID.3, ID.4 Европа CCS Type 2

Добавить комментарий