Как заряжать электромобиль

Все электромобили имеют три режима зарядки, которые условно можно разделить на медленный, ускоренный и быстрый.

Первый, самый простой и доступный тип зарядки электромобиля — это подключение к стандартной бытовой розетке 220 В переменного тока, которая должна быть обязательно заземлена, иначе зарядка не начнется и электромобиль выдаст ошибку. Данное требование «вшито» в программное обеспечение бортового зарядного устройства и продиктовано соображениями безопасности. При таком способе для зарядки аккумуляторной батареи, например, Nissan Leaf 2011 г. емкостью 24 кВт⋅ч с нуля до 100% понадобится примерно 8 часов. Скорость зарядки в этом режиме ограничена мощностью обычной сети, которая составляет максимум 3-3,5 кВт (220 В х 16 А) . В сетях со старой проводкой сила тока часто составляет 10A, что дает мощность всего 2,1-2,3 кВт. В таком случае тяговая батарея того же Nissan Leaf 24 кВт⋅ч зарядится с нуля до 100% за 11 часов. (Mode 1/2)

Стоит напомнить, что крайне нежелательно разряжать тяговый аккумулятор электромобиля до 0% и заряжать до 100%. В идеале нужно эксплуатировать электромобиль в пределах 20 — 80% емкости батареи.

Штатное зарядное устройство Nissan Leaf


В комплектацию всех электромобилей входит штатное зарядное устройство (т. н. «кирпич») именно для такой зарядки в бытовых условиях, как правило в личном гараже или доме в течение ночи.

Хотя медленное зарядка возможна через обычную розетку, из-за более высоких постоянных нагрузок и длительного времени использования, настоятельно рекомендуется устанавливать для таких целей отдельную силовую розетку с автоматическим выключателем.

Розетка 380 В

Для владельцев электромобилей с бортовым зарядным устройством мощностью 11 кВт (европейские Tesla Model S/X/3, Porsche Taycan) и больше (Renault Zoe) существует другой, предпочтительный, вариант подзарядки дома – подключение к трехфазной «красной» розетке с межфазным напряжением 380 В и напряжением каждой фазы 220 В. Такая розетка имеет те же 16 А тока, что с учетом трех фаз дает 220 В х 16 А х 3 = 10,5 кВт. А это значит, что электромобиль может заряжаться в три раза быстрее.

Второй тип — это ускоренная зарядка переменным током (AC, Mode 3) от специальной зарядной станции, домашней или общественной, при которой электромобиль заряжается более сильным током 32 А и мощность зарядки увеличивается до 7,2 кВт при однофазном и до 22 кВт при трехфазном подключении. Различают американский (он же японский) зарядный разъем типа Type 1 (J1772), который предназначен только для однофазной сети и универсальный европейский разъем Type 2 (Mennekes, IEC 62196-2), который позволяет заряжать электромобиль как от однофазной, так и трехфазной сети.

Type 1 J1772 и Type 2 Mennekes

Разъем Type 1 J1772 установлен в электромобилях: Nissan Leaf, Fiat 500e, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV, гибрид Chevrolet Volt, Toyota RAV4 EV и др.
Разъем Type 2 Mennekes установлен в электромобилях: Nissan Leaf II, Renault ZOE, Mercedes B 250e, Smart EQ forfour, европейские Tesla и др.

Время зарядки на таких станциях индивидуально и зависит от мощности бортового зарядного устройства электромобиля, но, ориентировочно, зарядная станция с мощностью 7,2 кВт заряжает с нуля до 100% (на самом деле — примерно до 90%, потому что часть емкости зарезервированы под систему управления самой батареей) совместимый с ней электромобиль с аккумулятором 30 кВт⋅ч (например, Nissan Leaf 30 kWh 2016 с бортовым зарядным устройством 6,6 кВт) за 5 часов.

При этом решающим фактором будет именно мощность бортового зарядного устройства электромобиля. Так, если оно рассчитано на 6,6 кВт, то подключение к более мощной зарядной станции на 22 кВт вместо 7,2 кВт не приведет к ускорению заряда.

Существую еще зарядные станция на 11 и 22 кВт, предназначенные только для электромобилей Tesla американской версии с собственным типом разъемов (в Беларуси не поддерживаются). Европейские версии новых Tesla имеют разъем зарядки Type 2 или CCS Type 2.

Разъемы Tesla

В Беларуси сеть электрозаправок национального оператора «Белоруснефть» (бренд Malanka) представлена зарядными станциями ускоренного типа Mode 3 мощностью 22 кВт с типом разъема Type 2 (Mennekes).

Третий тип — быстрая зарядка постоянным током (DC, Mode 4) на специальных зарядных станциях мощностью 50–150 кВт со способностью зарядить стандартную батарею Nissan Leaf до 80% за 30-40 минут (100%-ая зарядка на станциях DC нецелесообразна ввиду нелинейной скорости зарядки АКБ и ее значительного перегрева, что негативно сказывается на сроке службы батареи). При этом зарядка происходит в обход бортового зарядного устройства электромобиля и не ограничена его мощностью.

Для зарядки электромобиля постоянным током он должен быть оборудован разъемом соответствующего стандарта, отличного от портов медленной и ускоренной зарядки. Различают американский (он же японский) зарядный разъем типа CHAdeMO и разъемы типа CCS Combo (Combined Charging System) — американский CCS Combo 1 (CCS Type 1) и европейский CCS Combo 2 (CCS Type 2).

Разъемы CHAdeMO и CCS Type 2

Разъем CHAdeMO установлен в электромобилях: Nissan Leaf, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV, Mitsubishi Outlander PHEV и др.
Разъем CCS Type 2 установлен в электромобилях: VW e-Golf и e-Up!, Opel Ampera-e, Jaguar I-Pace, европейских BMW i3, Chevrolet Bolt, Tesla Model 3 и др.

Зарядные станции с разъемом CHAdeMO обеспечивают мощность заряда до 62,5 кВт при постоянном токе 125 А и напряжении 500 В. Разъем CCS Combo/Type 2 имеет мощность заряда 50 кВт и является стандартом для новых европейских моделей.

Помимо разъемов для быстрых зарядных станций постоянного тока существует еще один разъем для трехфазного переменного тока Type 2, способный обеспечивать мощность заряда 43 кВт (при трехфазном токе 63 А). Такие зарядные станции постоянного тока заряжают электромобили примерное за то же время, что и аналогичные станции постоянного тока.

В Беларуси в сети электрозаправок «Белоруснефть» Malanka используются зарядные станции быстрого типа постоянного тока с разъемами CCS Combo 2 (50 кВт), CHAdeMO (50 кВт) и переменного тока Type 2 (43 кВт).

CCS Type 2 AC и DC


Новые модели электромобилей европейских производителей оборудуются зарядным портом типа CCS Type 2 (например, Volkswagen ID.3) и способны заряжаться переменным током мощностью 7,2 кВт и постоянным — 50 кВт.

Особняком стоят национальный китайский стандарт типа GB/T и разъем типа Tesla, используемый в сети фирменных быстрых зарядок Supercharger. Данные типы разъемов в Беларуси не поддерживаются, поэтому владельцы американских Tesla могут воспользоваться быстрыми зарядными станциями с разъемом CHAdeMO через переходник.

GB/T и Tesla


Типы разъемов зарядки популярных европейских и американских электромобилей

Электромобиль Регион Ускоренная (AC) Быстрая (DC)
BMW i3 BEV/REX 60 Ah США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Chevrolet Bolt США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Chevrolet Spark EV США CCS Type 1
Citroen C-Zero Все Type 1 CHAdeMO
Fiat 500e Все Type 1 нет
Ford Focus Electric 23 kWh США Type 1
Ford Focus Electric 33 kWh США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Hyundai Ioniq Electric США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Jaguar I-Pace США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
Kia Soul EV 27/33 kWh Все Type 1 CHAdeMO
Mercedes B 250e США Type 1 нет
Европа Type 2 нет
Mitsubishi i-MiEV Все Type 1 CHAdeMO
Nissan Leaf (2011-2018) Все Type 1 CHAdeMO
Nissan Leaf II (с 2018) США Type 1 CHAdeMO
Европа Type 2 CHAdeMO
Opel Ampera-e Все CCS Type 2
Renault Kangoo Z.E. Европа Type 2 нет
Renault ZOE Q210 Европа Type 2 (43 кВт) нет
Renault ZOE R240 Европа Type 2 (22 кВт) нет
Smart ForTwo Electric Drive США Type 1 нет
Европа Type 2 нет
Smart EQ forfour Европа Type 2 нет
Tesla Model 3 Mid Range США Tesla Supercharger
Европа CCS Type 2
Tesla Model S 85 США Tesla Supercharger
Европа Type 2 CHAdeMO
через переходник
Tesla Model X 75D США Tesla Supercharger
Европа Type 2 CHAdeMO
через переходник
Toyota RAV4 EV США Type 1 нет
VW e-Golf США CCS Type 1
Европа CCS Type 2
VW e-Up! Европа CCS Type 2

Добавить комментарий

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.