Все электромобили имеют три режима зарядки, которые условно можно разделить на медленный, ускоренный и быстрый.
Первый, самый простой и доступный тип зарядки электромобиля — это подключение к бытовой розетке 220 В переменного тока (Mode 1). Розетка должна быть обязательно заземлена, иначе зарядка не начнется и электромобиль выдаст ошибку. Данное требование «вшито» в программное обеспечение бортового зарядного устройства и продиктовано соображениями безопасности. При таком способе для зарядки аккумуляторной батареи, например, Nissan Leaf 2011 г. емкостью 24 кВт⋅ч с нуля до 100% понадобится примерно 8 часов. Скорость зарядки в этом режиме ограничена мощностью обычной сети, которая составляет максимум 3,3-3,5 кВт (220 В х 16 А) . В сетях со старой проводкой сила тока часто составляет 8-10 А, что дает мощность всего 1,7-2,2 кВт. В таком случае тяговая батарея того же Nissan Leaf 24 кВт⋅ч зарядится с нуля до 100% за 11-14 часов.
Стоит напомнить, что крайне нежелательно разряжать тяговый аккумулятор электромобиля до 0% и заряжать до 100%. В идеале нужно эксплуатировать электромобиль в пределах 20-80% емкости батареи.

В комплектацию всех электромобилей входит штатное зарядное устройство (т.н. «кирпич») именно для такой зарядки в бытовых условиях, как правило в личном гараже или доме в течение ночи.
Хотя медленная зарядка возможна через обычную бытовую розетку, из-за более высоких постоянных нагрузок и длительного времени использования, настоятельно рекомендуется устанавливать для таких целей отдельную силовую розетку с автоматическим выключателем.
Существуют также способы зарядки электромобилей от промышленных силовых розеток (синих и красных) (Mode 2).

При подключении к силовой синей розетке 220 В 32 А (одна фаза) скорость зарядки составит около 7 кВт/час, что в 2-3 раза быстрее, чем зарядка от сети 220 В 16 А.
Однако для правильного и безопасного использования такой зарядки необходимо иметь специальную силовую линию с правильно подобранной проводкой для проведения нужной мощности. Такой способ зарядки дома подойдет для американских версий Tesla, которые не умеют принимать трехфазный ток.

Для владельцев электромобилей с бортовым зарядным устройством мощностью 11 кВт («европейские» Tesla Model S/X/3/Y, Porsche Taycan, VW ID.3, Geely Geometry C) и больше (Renault Zoe) предпочтительный вариантом подзарядки дома является подключение к трехфазной «красной» розетке.
Она имеет те же 16 А тока, но с учетом трех фаз дает 220 В х 16 А х 3 = 10,5 кВт. А это значит, что электромобиль может заряжаться в три-четыре раза быстрее. Установка трехфазных розеток требует согласования с энергетиками. Трехфазные «красные» розетки повсеместно используются на АЗС, СТО, автомойках, парковках, в отелях и пр.
Второй тип — это ускоренная зарядка переменным током (AC, Mode 3) от специальной зарядной станции, домашней или общественной, при которой электромобиль заряжается более сильным током 32 А и мощность зарядки увеличивается до 7,2 кВт при однофазном и до 22 кВт при трехфазном подключении. Различают американский (он же японский) зарядный разъем типа Type 1 (J1772), который предназначен только для однофазной сети и универсальный европейский разъем Type 2 (Mennekes, IEC 62196-2), который позволяет заряжать электромобиль как от однофазной, так и трехфазной сети (пороговая мощность — 43 кВт).

Разъем Type 1 (J1772) установлен в «американских» электромобилях: Nissan Leaf, Fiat 500e, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV, гибрид Chevrolet Volt и др.
Разъем Type 2 (Mennekes) имеют электромобили для Европы: Nissan Leaf II, Renault ZOE, Mercedes B 250e, Smart EQ forfour, европейские Tesla и др.
Время зарядки на таких станциях индивидуально и зависит от мощности бортового зарядного устройства электромобиля, но, ориентировочно, зарядная станция мощностью 7,2 кВт заряжает с нуля до 100% (а точнее примерно до 90%, потому что часть емкости зарезервирована под систему управления самой батареей) электромобиль Nissan Leaf 2016 года с аккумулятором 30 кВт⋅ч и бортовым зарядным устройством 6,6 кВт примерно за 5 часов.
При этом решающим (ограничивающим) фактором будет именно мощность бортового зарядного устройства электромобиля. Так, если оно рассчитано на 6,6 кВт, то подключение к более мощной зарядной станции на 22 кВт вместо 7,2 кВт не приведет к ускорению заряда.
Существую зарядные станция мощностью 11 и 22 кВт, предназначенные только для электромобилей Tesla американской версии с собственным типом разъема Type Tesla (в Беларуси не поддерживаются). Европейские версии Tesla имеют разъем зарядки Type 2 (Model S/X) и CCS Type 2 (Model 3/Y).

В Беларуси сеть электрозаправок национального оператора «Белоруснефть» (бренд Malanka) представлена зарядными станциями ускоренного типа Mode 3 мощностью 22 кВт с типом разъема Type 2 (Mennekes).
Третий тип — быстрая зарядка постоянным током (DC, Mode 4) на специальных зарядных станциях мощностью 50–350 кВт (см. Супербыстрый зарядный комплекс появится в Минске до конца года) со способностью зарядить стандартную батарею Nissan Leaf до 80% за 30-40 минут (100%-ая зарядка на станциях DC нецелесообразна ввиду нелинейной скорости зарядки АКБ и ее значительного перегрева, что негативно сказывается на сроке службы батареи. Самая эффективная зарядка происходит именно в диапазоне 20-80% емкости аккумулятора). При этом зарядка происходит в обход бортового зарядного устройства электромобиля и не ограничена его мощностью.
Для зарядки электромобиля постоянным током он должен быть оборудован разъемом соответствующего стандарта, отличного от портов медленной и ускоренной зарядки. Различают японский зарядный разъем типа CHAdeMO и разъемы типа CCS Combo (Combined Charging System) — американский CCS Combo 1 (CCS Type 1) и европейский CCS Combo 2 (CCS Type 2).

Разъем CHAdeMO установлен в электромобилях: Nissan Leaf, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV, Mitsubishi Outlander PHEV и др.
Разъем CCS Type 2 имеют электромобили: VW e-Golf и e-Up!, Opel Ampera-e, Jaguar I-Pace, европейские BMW i3, Chevrolet Bolt, Tesla Model 3 и др.
Зарядные станции с разъемом CHAdeMO могут обеспечивать мощность заряда до 62,5 кВт при постоянном токе 125 А и напряжении 500 В (но обычно не более 46 кВт). Разъем CCS Type 2 имеет мощность заряда 50-350 кВт и является стандартом для новых европейских моделей.
Помимо разъемов для быстрых зарядных станций постоянного тока, разъем для трехфазного переменного тока Type 2 способен обеспечивать мощность заряда до 43 кВт. Такие зарядные станции переменного тока заряжают электромобиль примерно за то же время, что и станции постоянного тока. Это актуально, например, для владельцев Renault ZOE, бортовое зарядное устройство которого поддерживает зарядку мощность от 3,5 до 43 кВт переменного тока.
В Беларуси в сети электрозаправок «Белоруснефть» Malanka используются зарядные станции быстрого типа постоянного тока с разъемами CCS Type 2 (50-150 кВт, скоро и 350 кВт), CHAdeMO (50 кВт) и реже — переменного тока Type 2 (43 кВт).

Новые модели электромобилей европейских производителей (или предназначенные для европейского рынка) оборудуются зарядным портом типа CCS Type 2 (например, Volkswagen ID.3) и способны заряжаться переменным трехфазным током мощностью до 11 кВт и постоянным — 50-150 кВт.
Особняком стоят национальный китайский стандарт типа GB/T и разъем типа Tesla (Supercharger).

Китайский разъем GB/T (GBT) существует двух типов – для постоянного и переменного тока. Максимальная пропускная мощность GB/T (постоянный ток) с охлаждением кабеля — почти 900 кВт при токе 600 А и напряжении 1,4 кВ. GB/T (переменный ток) использует только одну фазу, максимум 32 А, так что мощность его ограничена 7,4 кВт. Разъем для переменного тока GB/T внешне похож на европейский Type 2, но с ним не совместим.

Китайские электромобили можно заряжать от станций переменного тока (AC) с разъемом/розеткой Type 2 через переходник/кабель GB/T – Type 2 и от станций постоянного тока (DC) с разъемом CHAdeMO через адаптер GB/T – CHAdeMO (стоимость около $1300).
С лета 2023 года в Беларуси начали адаптировать существующие зарядные станции для китайских электромобилей — дооснащать их разъемом GB/T. Все новые устанавливаемые быстрые ЭЗС постоянного тока от Malanka имеют разъемы CCS Type 2, CHAdeMO и GB/T. Планируется, что к концу 2024-го года сеть в полном объёме станет приспособленной для китайских электромобилей.
Станций Tesla Supercharger в Беларуси нет, поэтому владельцы американских версий Tesla могут заряжать свои автомобили, например, от быстрых станций постоянного тока с разъемом CHAdeMO через адаптер.
Подробнее — см. Как заряжать электромобили Tesla в Беларуси.
Типы разъемов зарядки популярных европейских и американских электромобилей
Электромобиль | Регион | Ускоренная (AC) | Быстрая (DC) |
BMW i3 BEV/REX | США | CCS Type 1 | |
Европа | CCS Type 2 | ||
Chevrolet Bolt | США | CCS Type 1 | |
Европа | CCS Type 2 | ||
Chevrolet Spark EV | США | CCS Type 1 | |
Citroen C-Zero | Все | Type 1 | CHAdeMO |
Fiat 500e | Все | Type 1 | нет |
Ford Focus Electric 23 kWh | США | Type 1 | |
Ford Focus Electric 33 kWh | США | CCS Type 1 | |
Европа | CCS Type 2 | ||
Hyundai Ioniq Electric | США | CCS Type 1 | |
Европа | CCS Type 2 | ||
Jaguar I-Pace | США | CCS Type 1 | |
Европа | CCS Type 2 | ||
Kia Soul EV 27/33 kWh | Все | Type 1 | CHAdeMO |
Mercedes B 250e | США | Type 1 | нет |
Европа | Type 2 | нет | |
Mitsubishi i-MiEV | Все | Type 1 | CHAdeMO |
Nissan Leaf (2011-2018) | Все | Type 1 | CHAdeMO |
Nissan Leaf II (с 2018) | США | Type 1 | CHAdeMO |
Европа | Type 2 | CHAdeMO | |
Opel Ampera-e | Все | CCS Type 2 | |
Renault Kangoo Z.E. | Европа | Type 2 | нет |
Renault ZOE Q210, Q90 | Европа | Type 2 (43 кВт) | нет |
Renault ZOE R240, R90 | Европа | Type 2 (22 кВт) | нет |
Smart EQ fortwo | США | Type 1 | нет |
Европа | Type 2 | нет | |
Smart EQ forfour | Европа | Type 2 | нет |
Tesla Model 3/Y | США | Type Tesla (от CHAdeMO через адаптер) |
|
Европа | CCS Type 2 | ||
Tesla Model S/X | США | Type Tesla (от CHAdeMO через адаптер) |
|
Европа | Type 2 | нет | |
VW e-Golf | США | CCS Type 1 | |
Европа | CCS Type 2 | ||
VW e-Up! | Европа | CCS Type 2 | |
VW ID.3, ID.4 | Европа | CCS Type 2 |
Хотите первыми узнавать новости об электромобилях в Беларуси и мире?
Подпишитесь на канал
NEV Навигатор
и будьте в курсе трендов, моделей и инфраструктуры!