Похоже, что рынок такси ожидают новые потрясения. Специалисты говорят, что в ближайшее время перевозчики могут столкнуться с еще более серьезной проблемой, чем включение в реестр. Их автопарки стареют. Привычные бренды — Renault, Volkswagen, Kia и другие — в Беларуси больше не продаются. Поэтому таксопарки пробуют найти им альтернативу среди китайских марок. Как выяснил Office Life, пока получается не очень.
У таксопарков свои требования к автомобилям: надежность, минимальный расход топлива, низкие затраты на эксплуатацию. И, конечно, небольшая цена при покупке, потому что автопарк в такси меняется очень часто.
Например, в Минске у крупных перевозчиков, где машины работают в две смены, парк обновляется раз в 2–2,5 года. В городах поменьше или если автомобиль используется в щадящем режиме, этот срок может составлять 3,5–5 лет.
Это — максимум, потому что в такси машина выезжает свой моторесурс очень быстро. После этого ее коммерческая эксплуатация становится экономически невыгодной.
Выбор новых автомобилей для использования в такси на белорусском рынке невелик. Фактически это Geely Emgrand, который стоит от $17 тыс.. LADA Vesta — от $12,5 тыс. и электромобили. Их можно приобрести в пределах $20 тыс. То есть если не считать российский автопром, то остаются только «китайцы». И к ним у многих, кто попробовал использовать их в такси, пока есть вопросы.
Стоят такие авто недешево. Так, компания «Первоетакси» в декабре 2023-го приобрела в лизинг 22 новых китайских электромобиля BYD. Цена вопроса составила $23 тыс. за одно авто плюс еще около $10 тыс. лизинговых платежей.
— Скажу честно: эти машины не оправдали наших ожиданий, — рассказала директор и учредитель таксопарка Наталья Янушкевич. — Во-первых, ремонт и обслуживание очень дорогие. За год мы по три раза уже перебирали подвеску, не считая всего прочего. Фактически работаем только на ремонт. Я сомневаюсь, что они выездят у нас такой же километраж, как Kia Rio, у которых пробег порой достигал 800 тыс. км. Несколько машин попали в ДТП, и одна из них простаивает с февраля. На нее до сих пор не привезли запчасти, поскольку их надо сертифицировать.
Кроме того что не все китайские машины выдерживают белорусские дороги. В таксопарках говорят, что «электрички» еще и не выкатывают заявленного производителем расстояния на полной зарядке.
В компании «Первоетакси» вместо 420 км машина проезжает 270–300 км летом и 220 км зимой. А с учетом пока еще слабо развитой зарядной инфраструктуры такие машины простаивают значительно больше. В некоторых таксопарках говорят, что бывают вопросы и с интеграцией в электромобили таксометров.
Что будет через 2–3 года, когда парки большинства перевозчиков выкатают свой ресурс? В компаниях пока не знают. Кто-то надеется на то, что санкции снимут, и европейские авто вернутся в Беларусь. Кто-то думает об установке собственных зарядных станций и покупке электромобилей. О приобретении российских машин или Geely.
В любом случае очевидно, что обновление и эксплуатация автопарка будут обходиться компаниям, работающим на рынке такси, дороже, чем раньше. А это скажется в конечном счете на цене перевозки пассажиров.
Источник: officelife.media от Константин Коржевич
Фото: officelife.media