Дополнено 21.12.23г.
9 декабря 2023 года вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 24.11.2023 № 134 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов моторных транспортных средств с электрическими двигателями», которым срок действия тарифной льготы и освобождения от таможенных пошлин (15% от стоимости транспортного средства), налогов в отношении транспортных средств для личного пользования продлён по 31 декабря 2025 года.
***
На территории Республики Беларусь сегодня действуют льготы на приобретение электромобилей. Какие именно и у кого можно получить необходимые документы для того, чтобы ими воспользоваться?
Налог на добавленную стоимость
Для электромобилей, согласно Указу от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей», ставка НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь в качестве товаров для личного пользования гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РБ, применяется в размере ноль процентов.
Подчеркнём, что нулевой НДС, согласно п. 1.4 Указа № 447, распространялся до 1 марта 2022 года. После этой даты нулевая ставка НДС действует только, если с даты выпуска ввозимого электромобиля прошло не более пяти лет.
Таможенная пошлина
Решением Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 39 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Совета Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов моторных транспортных средств с электрическими двигателями» предусмотрено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, которая составляет 15% от стоимости транспортного средства, при ввозе в Беларусь моторных транспортных средств с электрическими двигателями, классифицируемых кодом 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС (электромобили) до конца 2023 года.
При этом в отношении Беларуси среди стран Евразийского экономического союза установлена максимальная квота на беспошлинный ввоз электромобилей: 10 тыс. единиц на 2022 год и 15 тыс. – на 2023 год.
Необходимо уточнить, что в отношении электромобилей, которые были освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов, установлены ограничения: электромобили, ввезённые в Беларусь без уплаты пошлины можно продавать гражданам Российской Федерации только заплатив пошлину в размере 15%.
Также с 15 июня вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.06.2022 № 381 «О предоставлении полномочий». Согласно постановлению в качестве документа, являющегося условием предоставления тарифной льготы либо освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении электромобилей, рассматривается наличие записи в реестре моторных транспортных средств с электрическими двигателями.
Для того чтобы получить освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, необходимо при подаче пассажирской таможенной декларации заявить о своём намерении воспользоваться освобождением, то есть указать сведения об использовании освобождения, заполнив реквизит «Транспортные средства, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (ввоз со льготой)», а также отметив номер реестра электромобилей и его дату.
Льготы для владельцев электромобилей
- Владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога до конца 2025 года.
- Участники дорожного движения на электромобилях освобождаются от взимания платы за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности.
С 27 октября 2022 г. согласно Указа № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения»:
- участникам дорожного движения на электромобилях разрешено ездить по полосе для движения общественного транспорта.
- для владельцев автомобилей с ДВС запрещается стоянка в местах, оборудованных станциями для зарядки электромобилей.
Льготы для юридических лиц
Согласно Указу от 22.11.2021 № 44 (он излагает в новой редакции Указ от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей») по 31 декабря 2025 года:
- Юрлица, осуществляющие приобретение (в том числе путем создания) и эксплуатацию электромобилей, вправе применять инвестиционный вычет – в пределах 100 процентов их первоначальной стоимости.
- Юрлица, осуществляющие приобретение (в том числе путем создания) и эксплуатацию зарядных станций, вправе применять инвестиционный вычет для приобретенных:
– в 2020 году – в пределах 100 процентов их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию);
– в 2021 году – в пределах 80 процентов;
– в 2022 году – в пределах 60 процентов;
– в 2023 году – в пределах 40 процентов;
– в 2024–2025 годах – в пределах 30 процентов.
- Ввозимые юрлицами или ИП в Беларусь зарядные станции освобождаются от НДС, взимаемого таможней (налоговиками – при ввозе с территории стран ЕАЭС), но только при использовании станций в течение всего срока их службы исключительно в Беларуси для зарядки электромобилей. Причем надо предоставить таможне (налоговой) заключение Минпрома об отсутствии производства таких станций в Беларуси.
- Затраты, произведенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в том числе реконструкции и ремонте, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, входящих в состав проекта по установке зарядных станций:
– безвозмездно передаются на основании акта о передаче затрат юрлицу, на бухгалтерском учете которого находятся указанные объекты;
– включаются заказчиком, застройщиком в состав внереализационных расходов;
– на основании акта о передаче затрат принимаются юрлицом, на бухгалтерском учете которого находятся указанные объекты, и не включаются в состав его внереализационных доходов.
- Для установки зарядных станций не требуется изъятие и предоставление земельных участков из земель общего пользования. Исключение – электрозарядные комплексы (супербыстрые электрозарядные комплексы). Под таким комплексом понимается совокупность объектов зарядной инфраструктуры, определенных проектом, включающих зарядные станции, инженерные объекты, элементы транспортной и инженерной инфраструктуры, иные капстроения и оборудование, необходимое для его работы.
- Землепользователи вправе:
– одновременно использовать земельные участки по целевому назначению и для установки зарядных станций, за исключением участков, предоставленных для ведения лесного, личного подсобного и сельского, в том числе крестьянского (фермерского), хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельхозживотных;
– предоставлять расположенные на земельных участках капстроения (здания, сооружения) или их части в аренду для установки зарядных станций без изменения целевого назначения таких участков, за исключением одноквартирных (блокированных) жилых домов, садовых домиков, дач и их принадлежностей.
Установка зарядных станций осуществляется на основании решения местного исполкома о разрешении их установки. В случае передачи капстроения или его части в аренду для установки станций принятие указанного решения может осуществляться по заявлению арендатора при условии представления им соответствующего договора аренды капстроения или его части и наличия письменного согласия землепользователя.
- РУП «ПО «Белоруснефть» признается государственным оператором, осуществляющим функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки электромобилей.
Земельные участки, необходимые для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов (супербыстрых электрозарядных комплексов), предоставляются «Белоруснефти» в аренду без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды.
- Областные и Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения), районные исполкомы утвердят перечень парковок, находящихся в коммунальной собственности, для установки зарядной инфраструктуры исходя из расчета не менее чем одна зарядная станция на:
– 150 парковочных мест в 2020 году;
– 130 парковочных мест в 2021 году;
– 110 парковочных мест в 2022 году;
– 90 парковочных мест в 2023 году;
– 70 парковочных мест в 2024 году;
– 50 парковочных мест в 2025 году.
Хотите первыми узнавать новости об электромобилях в Беларуси и мире?
Подпишитесь на канал
NEV Навигатор
и будьте в курсе трендов, моделей и инфраструктуры!